Кольми же паче должны мы. Учреждение о Императорской Фамилии

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить…

4.5. Устав о наследии престола29

Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божьего, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и … видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.

4.6. Из наказа Екатерины II комиссии для составления нового уложения30

Глава 3 9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в

его особе власть и не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.

29 Текст печатается по: Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России XVIII-XIX вв.: Хре-

стоматия / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Вербум-М». 2003. – С. 27 Появление Устава связано с делом старшего сына Петра I царевича Алексея. Обвиненный в заговоре против отца он скоропостижно скончался в ходе допросов и пыток. Новый закон стал причиной периода дворцовых переворотов, когда на русском престоле появлялись «исторические случайности».30 Текст печатается по: Семеникова Л.И. Указ. соч. – С. 237-238.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.Н. Бубличенко

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ

Учебное пособие для самостоятельной работы 2-е издание, стереотипное

Бубличенко, В. Н. Российская история в документах и материалах [Текст]: учеб. пособие для самостоятельной работы / В. Н. Бубличенко. – 2-е изд., стереотип. – Ухта: УГТУ, 2011. – 119 с.

ISBN 978-5-88179-448-4

В учебном пособии о самых важных событиях Отечественной истории рассказывается с помощью документов. Работа с ними даст возможность понять своеобразный колорит каждой эпохи, почувствовать ее неповторимость и многообразие. Самостоятельная работа с источниками станет собственным исследованием, сформирует индивидуально личное мнение о том или ином сюжете российской истории.

Пособие имеет контрольно-обучающий характер, включает материалы справочного характера в виде словаря общеисторических терминов и хронологической таблицы.

Пособие предназначено для студентов 1 курса дневной и заочной формы обучения неисторических специальностей, изучающих Отечественную историю, а также всех интересующихся историей нашей страны.

Рецензенты: П. П. Котов, профессор Сыктывкарского государственного университета; И. И. Ластунов, зав. кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления при главе Республики Коми, доцент, к. и. н.

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность коллегам кафедры истории и культуры УГТУ Л.Г. Борозинцу, А.Н. Кустышеву, О.Ю. Латыговской, В.В. Юрченко, А.В. Митяниной, В.И. Зеленковой за помощь и рекомендации, оказанные при подготовке пособия.

© Ухтинский государственный технический университет, 2007, 2011

© Бубличенко В.Н., 2007, 2011

ISBN 978-5-88179-448-4

4.2. Указ об учреждении Сената27

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для упъравления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорий Волконской, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господинМельницкой, обер-секретарьсегоСенатаАнисимЩукин…

4.3. Указ Петра I Сенату

Извлечение Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и непра-

ведных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной…

4.4. Генеральный регламент28

Извлечение Понеже его царское величество … по примерам других христианских об-

ластей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.

27 Там же, с. 230. Созданный Петром I Сенат стал распорядительным органом, исполнявшим «именные» указы царя как носителя верховной власти в государстве.

28 Текст печатается по: Епифанов П.П., Епифанова О.П. Указ. соч. С. 232.

са Годунова. Какие выводы можно сделать о цивилизационной направленности в деятельности этого правителя?

4. Какие выводы можно сделать на основе книги Григория Котошихина «Россия в царствовании Алексея Михайловича» о составе Боярской думы, степени компетентности ее членов, ее соответствии новым внешне- и внутриполитическим задачам, которые встали перед Россией во второй половине XVII в.? Используя сведения из документа, дайте характеристику размеров приказной системы, количестве приказов, их функциях, штатах, механизме действия. Какой из упоминаемых в книге приказов подчинялся непосредственно государю? В чем заключалась его особая роль в общей системе? Сделайте вывод о достоинствах и недостатках, а также о степени эффективности приказной системы?

5. Какие методы, цели и задачи, преследовавшиеся церковной реформой патриарха Никона, описываются Павлом Алепским? Сделайте вывод о том, насколько радикальной она являлась, в какой степени касалась догматической стороны религии? Каким образом подобные преобразования могли вызвать церковный раскол?

Тема 4. Российская империя в ХVIII веке. От «европеизации» Петра I

к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II

4.1. Указ о единонаследии 26

Извлечение

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им по своей воли…

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или

и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род…

5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабыпожиткиописать, идолиимопределитьприсвидетелях…

Уважаемые студенты!

Вы держите в руках важное и актуальное учебное пособие. В нем исторические события отечественной истории передаются с документальной точностью. С его помощью вы сможете ощутить себя историком-исследователем, встающим на сложный путь постижения истины. Оно поможет вам обрести твердые и прочные знания.

Историю с полной уверенностью можно рассматривать как своеобразную кладовую духовно-нравственного, социального и культурного опыта человечества, накопленного многими поколениями.

Наша страна прошла долгий и славный путь в своем историческом развитии. Нам есть, чем гордиться, обращая свой взор к делам наших предков. Лучшие представители отечественной интеллигенции внесли достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Такие имена, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Марк Шагал и многие другие, широко известны интеллектуальной элите мирового сообщества. В различных областях человеческого знания мы, россияне, стали первопроходцами и первооткрывателями.

Были в истории нашей страны и трудные времена, просчеты и неудачи, беды и горести. Но знаменитый русский демократ Н.Г. Чернышевский справедливо заметил, что «исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри». Важно познать и осмыслить ошибки, чтобы не совершать их вновь.

Каждое поколение, как и каждый человек, извлекает опыт из исторических событий; они помогают ему найти ориентиры в повседневной действительности. Всестороннее знание прошлого обеспечивает преемственность и взаимосвязь поколений, формирует мировоззренческие ориентиры.

Путь познания прошлого труден и тернист. Не останавливайтесь на половине пути. Идите к заветной цели, открывайте новые горизонты исторического знания и используйте их в повседневной жизни.

Доктор исторических наук

И.Л. Жеребцов

26 Текст печатается по: Епифанов П.П., Епифанова О.П. Указ. соч. – С. 219-220. Данный указ завершил и законодательно оформил процесс укрепления дворянской собственности на землю.

Введение

Современная эпоха, связанная с переоценкой устоявшихся взглядов и радикальных экспериментов, выбором социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров, требует от человека глубокого осмысления

и понимания перспектив исторического развития как своей родной страны, так

и всего мира в целом. Подчеркивая важность изучения прошлого, известный русский ученый Н.М. Карамзин писал: «… История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество.»

Интерес к истории возник на раннем этапе появления человеческого общества и диктовался вечным стремлением человека познать самого себя и смысл жизни, понять и оценить эту жизнь. Поучительные примеры прошлого позволяют людям вырабатывать в себе уважение к общечеловеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе.

Историческую науку следует рассматривать как комплексное знание, обладающее особенными чертами, своеобразной логикой и специфическими познавательными методами. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем, апредметом истории становится изучение человеческого общества в виде единого и противоречивого процесса. Объектами изучения историков может быть как мир в целом, так и история какого-либо региона или континента, народа или группы народов.Исторический процесс , как цепь взаимосвязанных причин, следствий и фактов, может рассматриваться в двух значениях: во-первых, как процесс развития общества и природы; во-вторых, как система наук, изучающих природу и общество. В ходе изучения единого исторического процесса необходимо привлечение не только совокупности данных обществоведческих наук, но и использование достижений естественных и технических наук.

Многообразие взглядов и исторических интерпретаций1 , тем не менее, позволяет выделить общую тенденцию в исследованиях прошлого. Ученыйисторик, создавая свою собственную концепцию исторического процесса, опирается, прежде всего, на факты, почерпнутые из первоисточников.Историче-

ский источник – все, непосредственно отражающее исторический процесс

и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все

1 Историческая интерпретация – объяснение исторического факта, данное историком.

воеводства и в городы и во всякие посылки, и за службу о жалованье и о чести и о прибавке денежного жалованья указ в том же Приказе; так же и о сыску чести и о бесчестии и о наказании, как от том написано выше сего. А кого царь куды посылает на службы и что кому за службы бывает чести и жалования и бесчестия, и то записывают в книги…

Стрелецкой приказ; а в нем сидит боярин и два дьяка. А в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства, с вотчинниковых крестьян, кроме царских дворовых сел и волостей крестьян, и Новгородцкого Псковского государства, и Казани, и Астрахани, и Сибири, против того, как и крымский окуп. Да с крестьян же емлют стрелецкие хлебные запасы, по указу, и велят им те запасы на всякий год ставити на Москву; а как бывает им, стрельцом, служба, и те стрелецкие запасы велят им ставити на службе, в котором городе доведется; а з дальних мест с крестьянзазапасыизапривозберутденгами, порасчету…

А бывает на Москве стрелецких приказов, кода и война не бывает ни с которым государством, всегда болши 20 приказов; и в тех приказах стрельцов по 1000 и по 800 человек в приказе, чем малым меньши…

Приказ Большие Казны… Да в том же Приказе ведом Денежный двор, а в нем сидит для досмотру денежного дела, дворянин да диак. А делают деньги серебряные мелкие: копейки, на одной стороне царь на коне, а на другой стороне подпись: «царь и великий князь», имя царское и титла самая короткая; половина копеек, на одной стороне человек на коне с соблею, на другой подпись царская, такая ж, что и на копейках; полушки, чеивертая доля копеек, денег половина, на одной стороне голубь, а на другой написано «царь»…

И всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможень, 42 приказа; а дьяков в тех приказах и по городам и с воеводами со 100 человек, подьячих с 1000 человек…

Вопросы и задания к документам

1. Как изменилась политика государства по отношению к крестьянам в период с конца ХV в. до середины ХVII в.? Выскажите свое мнение о причинах такого изменения.

2. Назовите основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины. Каков был состав опричного двора?

3. После прочтения доклада Луки Паули австрийскому императору постарайтесь уяснить направление и содержание внешней и внутренней политики Бори-

ума – внутренне возроптали, говоря про себя: «мы не переменим своих книг и обрядов, кои мя приняли издревле». Однако они не смеют говорить открыто, ибо гнев патриарха неукротим: <доказательство> как он поступил с епископом коломенским, ссылая его.

3.7. Григорий Котошихин

О России в царствование Алексея Михайловича 25

Отрывок из книги

Приказ Тайных Дел, а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные, и тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказа подьячие с послами в государство, и на посольские съезды, и в войну с воеводами, для того, что послы в своих посольствах, много чинят не к чести своему государству, в проезде и в разговорных речах, как о том писано выше сего, в посольские статье, а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие над послы и над воеводами присматривают и царю, приехав, сказывают; и которые послы, или воеводы, ведая в делах неисправление свое, и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они будучи при царе, их, послов, выставляли, а худым не поносили. А устроен тот Приказ при нынешнем царя для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали…

Посольский приказ: а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств и послов чужеземных принимают и отпуск им бывает: также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает из того Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского, татарского и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек…

Розрядный приказ; и в том Приказе сидит окольничий, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомы в том Приказе всякие воинские дела, и городыстроением и крепостми и починкою и ружьем и служивыми людьми; также ведомы бояре, околничие, и думные и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне городовые, и дети боярские, и казаки и солдаты, всякою службою, и кого куды лучится послати на службу, в войну и в

созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, нравов,

обычаев, языка. Он позволяет наиболее объективно реконструировать прошедшие эпохи, выявить их многообразие и противоречивость, найти совокупность положительных и отрицательных сторон, относящихся к ним.

Одним из наиболее распространенных видов являются письменные исторические источники. Историк М.Н. Тихомиров считал их фундаментом исторических исследований, справедливо считая, что «там, где они отсутствуют, историк бродит в потемках»2 . Отличительной чертой такого вида источников является кодирование информации, в них заключенной в виде письма – рукописного или печатного, сохраненного на бумажной, пергаментной или папирусной основе. Все письменные источники по отечественной истории можно условно разделить на три группы: 1) летописи, степенные книги, хронографы, дворцовые записи, свидетельства иноземцев о России; 2) государственные акты (внутренние и внешние); 3) памятники словесности: духовные, полемические, философские сочинения, землеописания, описания путешествий и т. д. (по Н.Г. Устрялову).

В пособии представлены наиболее важные письменные источники (полностью или в виде извлечений) по истории России с древнейших времен до наших дней. Все они сгруппированы по следующим темам:

Тема 1. Особенности социально-политического развития Киевской Руси.

Тема 2. Монголо-татарские нашествия на Русь. Экспансия в западную и северозападную часть страны.

Тема 3. Россия во второй половине ХV-ХVII вв.

Тема 4. Российская империя в ХVIII веке. От «европеизации» Петра I к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 6. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине

Тема 7. Эволюция государственной власти России в начале ХХ века. Тема 8. Политические истоки и сущность советского строя в 1917-1941 гг.

Тема9. Экономическиеосновысоветскогополитическогорежимав1917-1941 гг. Тема 10. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне.

Тема 11. Внешняя политика и международные отношения Советского Союза в условиях «холодной войны».

Тема 12. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственная символика.

В конце каждой темы имеются вопросы и задания к документам. Они позволяют лучше усвоить заключенную в них информацию, расширить свои знания по курсу отечественной истории. Работа с первоисточниками даст возможность понять своеобразный колорит каждой эпохи, почувствовать ее неповторимость и многообразие. Самостоятельная работа с источниками позволяет провести своего рода небольшое исследование, сформировать собственное мнение о том или ином сюжете российской истории. Оно уже не будет зависеть ни от политической конъюнктуры, ни от постороннего воздействия. Исследователь становится сопричастным к событиям прошлого, сам познает его. Таким образом формируется активная жизненная позиция и чувство патриотизма.

Изучение первоисточников является одним из наиболее сложных видов исследовательской деятельности и требует определенной подготовки, кропотливости и внимательности. Занимаясь таким видом деятельности, следует руководствоваться следующими правилами:

1. Приступая к чтению источника, обратите внимание на время его написания, исторический период, связанный с ним.

2. Сравните то, что вам уже известно об изучаемом событии и что нового вы узнали о нем из источника. Запомните и зафиксируйте различия или сходство.

3. Обратите внимание, к какой группе источников относится документ, что позволит более правильно осмыслить и объяснить информацию, в нем содержащуюся, сделать правильный и обоснованный вывод.

4. Если смысл информации, полученной из источника, вам не совсем понятен, рекомендуется сделать перерыв в его изучении. Обратитесь к учебной или справочной литературе.

5. Создавая свою теорию, стремитесь опираться на факты из документа,

а не подгонять под известные схемы.

Для облегчения работы с источниками в конце пособия приводятся справочные материалы: словарь основных понятий и терминов (разъяснение некоторых из них даны в конце документов в виде подстрочных примечаний) и хронологическая таблица. Работа с пособием предусматривает поиск дополнительной информации в учебно-справочной и научной литературе.

Цель пособия – научить самостоятельной работе с письменными историческими источниками по истории Отечества, умению выделять и анализировать наиболее существенные связи и признаки исторических процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве, опираясь на документальные свидетельства прошлого.

3.6. Павел Алепский24

Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века

Отрывок из книги … Московский патриарх созвал собор (1655) вследствие указаний, кото-

рыя сделал ему наш учитель (т.е. патриарх Макарий), и совета, который он дал относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры: во-первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и

с надписями, общественными мощами святых, а не куске белого полотна; вовторых, что они принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в-третьих, что они делают в некоторых словах ошибки в «Верую во единого Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев; в-седьмых, относительно крещения ляхов, ибо они крестят их теперь вторым крещением, и относительно разных дел и обрядов, о коих мы уже говорили будем говорить. Патриарх Никон послушался слов нашего владыки патриарха и перевел служебник литургии

с греческого языка на русский, изложил в нем обряды и проскомидию в ясных выражениях, доступных пониманию детей, согласно подлинной греческой обрядности. Он напечатал этот служебник в нескольких тысячах (экземпляров) и роздал их по церквам всей страны; напечатал также более пятнадцати тысяч антиминсов с письменами и изображениями, освятил мощами святых и также роздал их по всей стране. Исправил многия ошибки, по царскому утверждению и повелении, на основании свидетельств закона и пророков. Заключили рассуждения на соборе, постановив, согласно мнению нашего учителя, что крещение ляхов недозволительно, как повелевается в Евхологии и Законе (Номоканон), ибо ляхи веруют в св. Троицу, крещены и не так далеко от нас, как прочие еретики и лютеране, как-то: шведы, англичане, венгры и иные французские народы, кои не постятся, не поклоняются ни иконам, ни кресту и т. п. Патриарх Никон, так как он любит греков, выразил согласие (на исправление) и сказал, обращаясь к архиереям и прочим присутствующим архимандритам и священникам: «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая». Некоторые из архиереев ответили повиновением, говоря: «Свет веры во Христа и все обряды религии и ея таинства воссияли нам из стран востока»; а некоторые их них – ибо во всяком народе непременно есть люди грубого нрава и тупого

24 Павел Алепский – племянник антиохийского патриарха Макария, вместе с дядей посетивший Москву и присутствовавший на Соборе 1655 г. Текст печатается по: Семеникова Л.И.

Указ. соч. – С. 175-176.

3.5. Соборное уложение 1649 г.23

Извлечение

Глава 11. Суд о крестьянех, а в ней 34 статьи.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государственных дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после Московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такьже будет кто вотчиннику и помещику учнут государю бити челом

о беглых своих крестьянах и о бобылых и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут государевых и дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в иных в каких нибудь в служилых людех в замосковных и в украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или монастыри, или за бояря, и за окольничим и за думным и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которые книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134го году, бедет те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людей без урочных лет…

23 Текст печатается по: Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарии. – Л. 1987. –

Тема 1. Особенности социально-политического развития Киевской Руси

1.1. Из сочинения Ибн-Русте «Дорогие ценности»3

Извлечение Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них вино-

градников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают…

… И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами. Поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя. Лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них совсем немного… Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян… В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны.

1.2. Договор Руси с Византией4

Извлечение В лето 6420. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить дого-

вор между греками и Русью… Мы от рода Русского <следует перечень имен>, посланные от Олега, великого князя Русского, и от всех подвластных ему свет-

3 Текст печатается по: История России. Учебное пособие для самостоятельной работы / Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет». 2001. – С. 113-114.

4 Текст печатается по: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней //А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 1999. – С. 13-23.

лых бояр к вам, Льву, Александру и Константину, божьей милостью великим самодержцам цезарям греческим, для подтверждения и укрепления существующей уже много лет дружбы между Христианами и Русью, согласно желанию и повелению наших князей и всей подвластной им Руси…

Прежде всего, заключим с вами, греками, мир и станем дружить друг с другом всей душой и не допустим, по нашему общему стремлению, никакого беспорядка или обиды… Если ж убьет Русин Христианина или Христианин Русина – пусть умрет там. Где совершил убийство. Если же скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая принадлежит ему по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого… Если кто ударит другого мечом или каким-либо другим орудием, то пусть за удар или избиение заплатит потерпевшему 5 литров серебра по закону Русскому… Если Русин Христианину или Христианин Русину нанесет какое-либо мучение и насильно захватит чужое имущество, и это будет доказано, то пусть виновный возместит убытки потерпевшему в тройном размере. Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее обнаружением и товарами, и отошлет ее в землю Христианскую… Также, если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, проводим ее в Русскую землю… Если пленник, удерживаемый любой из сторон, Русью или Греками, будет продан в иную страну и будет обнаружен Русином или Гречином, то дозволяется его выкупить и возвратить выкупленного в свою страну… Если челядин Русский будет украден или убежит, и это будет подтверждено челядином, то пусть Русь возьмет его… О находящихся на службе в Греках у христианского цесаря людей из Руси. Если кто из них умрет, не оставив завещания о своем имуществе, а своих <родственников> здесь у него не будет, то пусть его имение возвратят ближним родичам на Русь. Если же он сделает завещание, то пусть его имущество возьмет тот, кому он его завещал, и наследует его…

1.3. Из «Повести временных лет»5

Извлечение Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгер-

ская и Болгарская. И от славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, одни, придя, поселились на реке Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехи. А вот еще те же сла-

5 Текст печатается по: Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 116-118, 120-122.

3.4. Из доклада Луки Паули21 австрийскому императору22

Итак, господин Великий Князь Борис Федорович имеет намерение и твердо решил заключить и восстановить дружбу и согласие с Вашим Императорским Величием и со всем высокочтимым Австрийским домом, чтобы в будущем, в случае враждебного нападения на одну из сторон, другая должна была помогать советом и делом и выручать; и когда это … с обеих сторон будет поставлено и подтверждено, тогда хочет он не только открыть доступ в свою обширную и замкнутую страну, но и разрешить всем своим подданным и торговым людям совершать сюда свои поездки для покупки и продажи, а также и подданным Вашего Императорского Величества будет разрешен свободный, беспрепятственный проход в его землю, чтобы благодаря этому не только возобновились, усилились и поднялись мореплавание и морская торговля сравнительно с прежним, но и чтобы принести пользу и помощь пропитанию в приморских городах Римской империи Немецкого народа и Русским и московским землям и народам…

Кроме того он хотел бы, как он уже часто выражал сильное желание, после открытия доступа в свою страну, основать Латинские школы (как он уговорился об этом с покойным братом Датского короля, Герцогом Иоанном Гольштинским, и хотел уже привести в исполнение), чтобы юноши городов изучали и упражнялись в Латинском и других языках, чтобы они со временем отвыкли от прирожденной грубости и могли бы с другими христианскими народами, в особенности благодаря Латинскому языку, не только разговаривать, но и сходиться с ними в благопристойных обычаях и добродетелях и обращаться вежливо друг с другом.

Кроме того он хотел бы, после заключения того союза, привести свою обширную страну (которая во многих местах опустела) в лучшее состояние, освободить своих подданных и людей по Немецким и другим обычаям от большой тяготи, ига и вялости, ввести и даровать старым и богатым городам свободу, полицию и порядок, а для поддержания суда и справедливости ввести гражданское управление, и построить и укрепить в особенности на Оке и на Бону, в десяти милях один от другого, свободные города, для удерживания вторжений Крымских Перекопских Татар, снабдить их землей и людьми, посадить там знатных людей, которые бы своей силой могли не только удержать Татар, но и способствовать их уничтожению.

21 Лука Паули – посланец австрийского императора.

22 170-171.

были хоромы царицы и великие княгини, позади Рождества Пречистые и Лазаря Святого, и погребы и ледники и поварни все и по Курятные ворота; токоже и княже Володимерова двора Ондреевича место принял и митрополича места. Повеле же и на посаде улицы взятии в опришнину от Москвы – реки: Чертолскую улицу из Семчиньским сельцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе строны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполья, да идо Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполья. Опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сесенками, Воронцовской, Лыщиковской.

И которые улицы и слободы поимал государь в опришнину, и в тех улицах велел быти бояром и дворяном и всяким приказным людям, которых государь поимал, а которым в опришнине бытии не велел, и тех ис всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад. Государство же свое Московское, воинство и суд, и управу, и всякие дела земские, приказывал ведати и делати бояром своим, которым велел бытии в земствах: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичу Мстиславскому и всем бояром. А конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел бытии по своим приказами управу чинити по старине, а об общих делах приходте к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взятии из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взятии государю на себя. Архиепископы же епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да и бояре и приказные люди то все положили на госурьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Дмитрия княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал насебе; аиныхсослалввотчинусвоювКазаньнажитьезженамииздетьми.

вяне: белые хорваты и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти перешли, и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лютичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

Так же и эти славяне пришли сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и прозвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами (славянами) и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота прозвалась «славянской».

Все они имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды… И если кто умирал, то устраивали по нему тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду умершего и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают еще и теперь вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон…

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян,

и с мери, и со всех кривичей, а захары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву ». И пошли за море к варягам, к руси, обо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же,

люди новгородские – от варяжского рода, прежде были словене. Два года спустя умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить – тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги пришельцы, а первоначальное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отправились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали вокруг много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде…

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Выступил в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир… И убил Аскольда и Дира… И сел Олег княжить

в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие – прозванные Русью. Это Олег начал города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391(882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав: «Я им противник, а вам незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но давайте мне». И дали Олегу по щелягу 6 , как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал…

В лето 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем при-

6 Щеляг – польское название западноевропейской денежной единицы шилинга.

ною и з детьми, которые у одного государя с ними в одной крепости и которые его дети родились до холопства, а учнут житии у иново государя, или себе учнут житии то не холопи…

80. А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю и того холопа явити бояром, а дьяку подписати на старой крепости, а пошлины имати

с головы по алтыну. А который холоп побежит з государем своим или один бежит без государя своего, а не рать полонит, и выйдет тот холоп ис которые земли опять у Москве, и он старому государю холоп по старому холопству, опричь того, нечто кому государь пожалует, даст волную грамоту…

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьеве дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех … за двор полтина и два алтына… А пожилое имати с ворот…

3.3. Об учреждении опричнины Извлечения из Продолжения Летописца начала царства18

<…> Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки19 имати, а учнити ему на своем государстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход20 учинити особной, а бояр и окольничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно, и на дворцех на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учнити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на свой обиход, да и стрелцов приговорил учнити себе особно…

А учнити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов; и поместья им подовал в тех городех с одново, которые городы поимал в опришнинеу, а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подовати земли велел в то место в иных городах, понеже опришнину повеле учнити мебе особно. На двор же свой царице великой княгине двор повеле место чистити, где

18 Текст печатается по: Семеникова Л.И. Указ. соч. – С. 166-168.

19 «Животы их и статки» – здесь: их имущество.

20 «На весь свой обиход» – на содержании опричнины.

Извлечение

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной…

4.4. Генеральный регламент

Извлечение

Понеже его царское величество … по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.


И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить…

4.5. Устав о наследии престола

Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божьего, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и … видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.

4.6. Из наказа Екатерины II комиссии для составления
нового уложения

1767 г.

Глава 3

9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть и не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.



12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.

Глава 13

295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, в чем опасаться может, что другой отымет».

317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется тамо, где ее спокойствие не нарушают…

Глава 15

358. Земледельцы живут в селах и деревнях, обрабатывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякого состояния людей, и сей их жребий.

359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, торговле, в художествах и науках.

360. Дворянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены.

363. Добродетель с заслугою возводит на степень дворянства.

364. Не только прилично дворянству, но и приобретать сие дворянство можно и гражданскими добродетелями, кои и военными.

4.7. Жалованная грамота дворянству

    См. забота иметь попечение, отложить попечение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. попечение забота, попечительство, опека; призрение, присмотр, покровительство, радение,… … Словарь синонимов

    печаловаться - (иметь попечение, заботиться) о ком чем (устар.). Деток вот мы с тобой судим и рядим, а о своей душе не печалуемся (Мамин Сибиряк). См. также печалиться II … Словарь управления

    Форма преступлений против жизни, взгляды на которую существенно изменялись в разные эпохи развития уголовного права. Римское право признавало наказуемым неоказание помощи погибающему от преступного деяния злоумышленника, подводя это под понятие… …

    И неоказание помощи погибающему форма преступлений против жизни, взгляды на которую существенно изменялись в разные эпохи развития уголовного права. Римское право признавало наказуемым неоказание помощи погибающему от преступного деяния… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Под словом Т. (от нем. Thurm башня) понимается: А) в конкретном смысле изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История пенитенциарных учреждений со средних веков до начала XX века. Эта статья о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах… … Википедия

    Думать, беспокоиться, радеть, ревновать, болеть (о чем), пещись (печься), иметь попечение, печаловаться; глядеть, следить, наблюдать, смотреть, присматривать, подсматривать, приглядывать за кем, не сводить глаз с кого, ухаживать; обращать… … Словарь синонимов

    ГЕРМАНИЯ - ГЕРМАНИЯ. Площадь Г. 468.746 кв. км. Население на 16 июня 1925 г. 63.178.619 чел. (30.583.823 мужч. и 32.594.796 женщ.), против 64.925.993ч. в 1910 г. Плотность населения 134,24 на 1 кв. км в 1925 году (против 124,19 в 1910 г. и 127,16 в 1919 г.) … Большая медицинская энциклопедия

    БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

На Востоке инородцы продолжали волноваться. Мы видели, что в 1720 году для успокоения башкирцев и вывода от них пленных отправлен был Сенатом полковник граф Головкин. Весною 1722 года он возвратился, привез чертеж Башкирской земли и объявил, что выслал беглых с 7 июня 1720 по 1 марта 722 года 4965 семей, а людей обоего пола - 19815. Но в 1724 году опять началось бегство к башкирцам, которые выходили против сыщиков боем. Отправлен был новокрещенин тайно, будто беглый, разведать, что делается у башкирцев. Башкирцы приняли его и сказали: "Для чего тебе жить в Казанском уезде: будет скоро война с Русью, и будет война не такая, что прежде была; снами будут сибирские и яицкие козаки". Приходили известия, что новокрещены чистят копья и стрелы точат, ясачные татары отказывались платить подушное и давать рекрут. У башкирцев было собрание в Уфимском уезде, на озере Берсевен; приехал батырь Алдарко с 700 человек, приехал сын изменника Сеитка, бежавший в 1707 году к киргизам, с ним приехало киргиз 500 человек; собирались башкирцы и татары отовсюду на это озеро, хотели осадить Уфу, потому что на Уфе трое судей, а они требовали, чтоб оставлен был один, а двоих отдать им, прибыльщики им не надобны.

Но при этих беспокойствах со стороны степной Азии внимание Петра не переставало обращаться на самую отдаленную азиатскую границу, к берегам Восточного океана: здесь нужно было удовлетворить требованию науки, выставленному Лейбницем, узнать, соединяется ли Азия с Америкою. 2 января 1719 года написана была инструкция геодезистам из навигаторов Ивану Евреинову и Федору Лужину: "Ехать вам до Тобольска и от Тобольска, взяв провожатых, ехать до Камчатки и далее, куды вам указано, и описать тамошние места, сошлася ль Америка с Азиею, что надлежит зело тщательно сделать". Евреинов и Лужин не узнали, сошлася ли Америка с Азией, они только доставили Петру карту Курильских островов в 1722 году. Петр, разумеется, не удовлетворился этим и в 1725 году написал инструкцию капитану Берингу: "1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах (плыть) возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля - часть Америки. 3) И для того искать, где оная сошлася с Америкою (с Азиею), и чтоб доехать до какого города европейских владений и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды".

Такова была новая странная империя, на западе прислонившаяся к Балтийскому морю, а на восточных границах своих решавшая вопрос: соединяется ли Азия с Америкою? Но немало людей в России и за границею должна была занимать мысль о будущем этой империи, мысль о том, кто будет преемником великого человека, давшего новое значение своему народу. Старший сын был принесен в жертву этому новому значению; младший, царевич Петр, на котором сосредоточились надежды отца, скоро потом умер; оставался внук, сын Алексея, Петр; но о характере этого шестилетнего ребенка нельзя было сделать никакого удовлетворительного вывода, как нельзя было сделать его и впоследствии; притом объявить маленького Петра наследником престола значило возбудить надежды людей, жалевших об отце его как представителе известного порядка вещей, возбудить опасение людей, которые высказались против Алексея, а на этих-то людей император всего более рассчитывал для поддержания своего дела. В начале 1722 года, во время торжеств Ништадтского мира, происходивших в древней столице, Петр издал устав о наследии престола: "Понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею всему нашего отечеству пресеклось, а сие не для чего иното у него взросло, токмо от обычая старого, что большему сыну наследство давали, к тому ж один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел. Сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены, но и в св. писании видим; еще ж и в наших предках оное видим (пример Иоанна III). В таком же рассуждении в прошлом, 1714 году, милосердуя мы о наших подданных, что партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя: кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имею сию узду на себе" Не довольствуясь побуждениями, высказанными в этом манифесте, Петр поручил Феофану Прокоповичу написать подробное оправдание меры; сочинение Феофана вышло под заглавием Правда воли монаршей.

УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА

В начале 1722 года, во время торжеств Ништадтского мира, происходивших в древней столице, Петр издал устав о наследии престола: «Понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею всему нашего отечеству пресеклось, а сие не для чего иното у него взросло, токмо от обычая старого, что большему сыну наследство давали, к тому ж один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел. Сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены, но и в св. писании видим; еще ж и в наших предках оное видим (пример Иоанна III). В таком же рассуждении в прошлом, 1714 году, милосердуя мы о наших подданных, что партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя: кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имею сию узду на себе» Не довольствуясь побуждениями, высказанными в этом манифесте, Петр поручил Феофану Прокоповичу написать подробное оправдание меры; сочинение Феофана вышло под заглавием Правда воли монаршей .

Мы Петр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь , и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.

Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Устав о наследии престола 5 февраля 1722 г. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие /А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 1999. С.171. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/prestol1.htm

ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ЗАКОН

Этот злополучный закон вышел из рокового сцепления династических несчастий. По привычному и естественному порядку наследования престол после Петра переходил к его сыну от первого брака царевичу Алексею, грозившему разрушить дело отца. Спасая свое дело, отец во имя его пожертвовал и сыном, и естественным порядком престолонаследия. Сыновья от второго брака Петр и Павел умерли в младенчестве. Оставался малолетний внук, сын погибшего царевича, естественный мститель за отца. При вероятной возможности смерти деда до совершеннолетия внука опеку, значит, власть, могла получить которая-либо из двух бабушек: одна – прямая, озлобленная разводка, монахиня, сама себя расстригшая, Евдокия Федоровна, урожденная Лопухина, ненавистница всяких нововведений; другая – боковая, привенчанная, иноземка, простая мужичка темного происхождения, жена сомнительной законности в глазах многих, и, достанься ей власть, она, наверное, отдаст свою волю первому любимцу царя и первому казнокраду в государстве князю Меншикову. Можно представить себе душевное состояние Петра, когда, свалив с плеч шведскую войну, он на досуге стал заглядывать в будущее своей империи. Усталый, опускаясь со дня на день и от болезни, и от сознания своей небывалой славы и заслуженного величия, Петр видел вокруг себя пустыню, а свое дело на воздухе и не находил для престола надежного лица, для реформы надежной опоры ни в сотрудниках, которым знал цену, ни в основных законах, которых не существовало, ни в самом народе, у которого отнята была вековая форма выражения своей воли, земский собор, а вместе и самая воля. Петр остался с глазу на глаз со своей безграничной властью и по привычке в ней искал выхода, предоставив исключительно ей назначение преемника. Редко самовластие наказывало само себя так жестоко, как в лице Петра этим законом 5 февраля. Один указ Петра гласил, что всуе законы писать, если их не исполнять. И закон 5 февраля был всуе написан, потому что не был исполнен самим законодателем. Целые годы Петр колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать «Отдайте все…», а кому – ослабевшая рука не дописала явственно. Лишив верховную власть правомерной постановки и бросив на ветер свои учреждения, Петр этим законом погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определенного династического положения. Так престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой.