Логистика снабжения в строительстве волс. Основы логистики в строительстве

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им информационных и финансовых потоков фирмы в определенной микро- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей.

Логистика в строительстве. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем. Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.

Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть представить в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.

Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений.

Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно-строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.



Основные причины востребованности логистики в строительстве:

Территориальная рассредоточенность строек;

Разные объемы потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;

Изменение характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;

Нестабильность номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;

Постоянная потребность в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;

Экономическая самостоятельность участников строительства.

Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.

Параметрами материальных потоков могут быть:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

Строительство, как отрасль материального производства, ха­рактеризуется значительным потреблением разнообразных строи­тельных конструкций, материалов, полуфабрикатов и изделий, а, следовательно, и перемещением большого количества грузов.

По виду строительные грузы бывают:

Порошкообразные материалы – гипс, алебастр, цемент, известь-пушонка и др.;

Сыпучие материалы – щебень, гравий, керамзит, шлак, песок, различные виды грунтов и др.;

Штучные изделия – кирпич, облицовочные и отделочные материалы, оконные и дверные блоки, железобетонные и доборные элементы, стекло, кровельные и изоляционные материалы, сантехническое оборудование и др.;

Крупноразмерные изделия – стропильные фермы, лестничные марши, стеновые панели сборного домостроения, отправочные элементы арок или балок пролетного строения мостов и др.;

Длинномерные материалы и изделия – сваи, трубы, армату­ра, прокат, лесоматериалы и др.;

Плоские элементы – плиты перекрытий и покрытий, панели перегородок, плиты дорожных покрытий и др.;

Тонкостенные элементы – своды и оболочки, армоцементные плиты и др.;

Объемные элементы – сантехнические кабины, блоки подземных коллекторов, секции водостоков, канализации и смотровых колодцев и др.;

Теплоизоляционные материалы – минеральные и стеклова­та, газобетон, пеносиликат и др.;

Вязкие (подвижные) материалы – бетонная смесь, раствор, асфальтобетонная смесь и др.;

Жидкие материалы – разогретый битум, известковое тесто, грунтовки, краски, растворители и др.

Информационный поток поток сообщений в ре­чевой, документной (бумажной и электронной) и другой фор­ме, генерируемый исходным материальным потоком в рас­сматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.

Логистику в своей деятельности используют многие компании, производственные объединения, заводы. Строительство также не обделено вниманием этой науки. И можно смело сказать, что именно в строительной логистике объединились практически все логистические цепочки: производство, склад, транспорт, хранение.

Строительная логистика – особая сфера бизнеса

Для строительства жилых домов и производственных помещений совеем не достаточно разработать архитектурные составляющие проекта. Важно добиться того, чтобы все материалы, оборудование, инструменты, которые необходимы для воплощения этого проекта, были вовремя и в полном объеме доставлены на площадку, а также имелись оптимальные запасы материалов, расположенные в определенном защищенном месте на стройплощадке.

Логистика строительства – это не просто отрасль экономической науки. Это уже настоящая отрасль бизнеса: на просторах страны существует множество компаний, оказывающих полный комплекс услуг по закупке, хранению, транспортировке материалов/оборудования на строительные площадки. Многие компании, для которых строительство является основной деятельностью, самостоятельно планируют каждый момент в работе своей фирмы (строительного объекта) и тем самым значительно повышают качество и скорость выполнения работ.

Связанные одной цепью…

Логистика строительства – это тесная взаимосвязь практически всех разделов этой науки: производство, закупки, хранение (на складах производителя), транспортировка и опять хранение (на территории строительной площадки).

В логистике строительства значительную роль играет четкий контроль качества и количества необходимых строительных материалов, то есть – складская логистика. В солидных строительных компаниях множество квалифицированных специалистов осуществляют контроль на каждом этапе материально-технического снабжения строительной площадки (объекта):

· Контроль остатков материалов

· Качественный контроль – проверка соответствия качества закупленных товаров тем параметрам, которые заявлены производителем

· Обеспечение качественного хранения материалов на территории объекта.

Логистика транспорта также тесно переплетается со строительством. Ведь не достаточно иметь на своих складах или на территории производителя необходимое количество материалов. Важно доставить их на площадку именно в то время, которое указано мастерами/прорабами.

Если рассматривать логистику строительства в масштабах строительной компании, то можно выделить ее замкнутость и цикличность. Строительная логистика успешной строительной компании – это комплексное решение всех задач, необходимых для качественной и своевременной сдачи объекта заказчику

Понятие логистики как науки. Потоковые процессы как предмет изучения логистики. Виды логистических систем. Логистические ʼʼмножестваʼʼ. Условия строительного комплекса, способствующие активному использованию логистических решений

Термин ʼʼлогистикаʼʼ имеет греческие корни (от греч. logistika – искусство проведения расчетов) и как понятие с позиций смысловой стороны слова означает способ изложения формальной логики, использующей математические методы и специальный аппарат символов при исследовании мышления с помощью вычислений, ᴛ.ᴇ. формализованных языков.

Сегодня в науке и хозяйственной практике утвердилось определœение логистики как науки о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в различных системах.

С точки зрения функционального назначения в общей структуре общественного производства и обмена выделяются следующие виды логистических систем:

Макрологистическая система представляет собой объединœение всœех предприятий, организаций и производственных систем по всœем отраслям экономики страны;

Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы;

Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделœений различных предприятий и систем.

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

Техника как совокупность всœех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы;

Информация как совокупность всœей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;

Экономика предприятия и страны.

Предметом логистики является комплексное управление всœеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Логистику правомерно рассматривать как научный метод познания каких-либо потоковых процессов в реальной хозяйственной жизни производителœей всœех товаров, работ и услуг, поскольку без их использования они не могут производить свои товары (работы) и оказывать свои услуги.

Потоковые процессы - это понятие об объекте применения логистики, характеризующееся высоким уровнем абстракции, что и предопределяет широкое использование логистики в самых различных областях хозяйственной деятельности и технологических циклах производства товаров (работ) и оказания услуᴦ.

Логистика рассматривает потоковые процессы в качестве неких ʼʼмножествʼʼ и их элементов, находящихся в движении от ʼʼисточника к целиʼʼ, задача ʼʼраспознатьʼʼ состояние потоков в движении и оптимизировать его при заданных условиях. В качестве таких ʼʼмножествʼʼ могут выступать формы собственности на предметы труда, средства и орудия труда, на сам труд, на его результаты, ᴛ.ᴇ. различные виды ресурсов и результатов и использование логистики применительно к ним будет иметь свою специфику.

В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств:

На рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции;

Значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделœений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;

Материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта͵ начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) базовых фондов;

Материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и в связи с этим для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;

материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов, и, следовательно, по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, ᴛ.ᴇ. определœение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определœенных условиях целœесообразно удлинœение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.

Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Шаламова О.В., к.э.н., доцент, (научный руководитель)

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск

Аннотация

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные положения логистических процессов в строительной отрасли. В статье дано понятие логистическая система, дана характеристика строительной отрасли. Также в статье представлены основные задачи подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций, раскрыта суть внедрения логистических концепций по отдельным этапам процесса строительства. Показано влияние эффективного управления логистикой на финансовом состоянии предприятия.

Ключевые слова : Логистическая система, логистические процессы, управление логистикой, строительная отрасль, эффективное управление логистикой.

Логистическая система - это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования.

Другими словами, это система, позволяющая обеспечивать выполнение логистических операций с товаром или продукцией с оптимальными затратами на их перемещение по всей цепочке поставок в процессе достижения целей и планов бизнеса.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часто препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Рассматривая логистические процессы в строительной отрасли отметим, что строительная отрасль характеризуется:

Общими свойствами, относящимися ко всем сегментам капитального строительства, например прикрепление к земельному участку, долгосрочный период проведения строительных работ, крупные первоначальные расходы и иные аналогичные факторы;

Отличием строительства от других сегментов рынка. Строительно-монтажные организации, осуществляющие строительные работы в жилищно-гражданской сфере, чаще всего работают на местных рынках, тогда как организации, ведущие деятельность в рамках производственных строительных работ, принадлежат к региональным рынкам, поскольку они обслуживают субъекты Российской Федерации. Если рассматривать рынок промышленности строительных конструкций и технических средств, то можно сделать вывод, что этот рынок имеет межрегиональную сферу влияния.

Современная экономика требует полного пересмотра сотрудничества участников строительного процесса. В большей степени это касается материального обеспечения строительной деятельности. Ситуация, сложившаяся в строительной сфере, потребовала от изготовителей строительных материалов увеличения уровня организации сбыта готовых изделий, а от клиентов - минимизации расходов на их покупку и доставку до пункта назначения.

Основными задачами подсистем материально-производственного обеспечения строительных организаций являются:

Своевременное обеспечение процесса строительства требуемым сырьевым материалом надлежащего качества и нужного объема;

Создание благоприятной обстановки для эффективного применения материальных средств, которая заключается:

В увеличении кадровых ресурсов путем прироста производительности труда;

В изменении показателя фондоотдачи и оборачиваемости оборотных активов;

В контроле за равномерной и бесперебойной работой;

В лучшем применении вторичных материалов при последующих строительных работах;

В увеличении эффективности инвестиционных средств и другие аналогичные мероприятия;

Анализ производственно-технологической стороны строительного процесса, а также качества строительно-монтажных работ (услуг) не только оцениваемой строительной организации, но и ее конкурентов в данной сфере деятельности, что позволяет формулировать предложения по увеличению конкурентных свойств изделий строительства.

Для выполнения поставленных задач в строительстве должно быть предусмотрено:

Осуществление маркетинговых исследований функционирования строительного рынка, проводимое по каждому отдельному субъекту строительства;

Четкое следование установленным нормам и нормативам в строительной деятельности;

Проведение мероприятий, направленных на улучшение нормирования потребности в определенных производственно-сырьевых материалах, ресурсах и уменьшение норм расхода;

Отбор возможных конфигураций оптимизации материально-производственного обеспечения процесса строительства и совершенствования проектировочных методов;

Своевременное оснащение материальным сырьем всех подсистем, включаемых в данную сферу деятельности;

Регулирование и надзор за применением производственно-сырьевых материалов;

Проведение мероприятий по обработке отходов, возникших в результате проведения строительных работ;

Оценка результативности применения как отдельных сырьевых материалов, так и строительного процесса в целом, и внедрение действий, поощряющих их рациональное употребление.

Задачей логистики является осуществление управленческих мероприятий по регулированию объемов расходов, связанных с поступлением товарного потока от исходного материального источника в виде сырьевых ресурсов, его последующей переработкой и получением клиентом готовой продукции. В то же время эффективное управление уровнем издержек возможно только в случае, если данные величины подлежат достоверной количественной оценке.

Строительную отрасль как самостоятельную единицу хозяйственной деятельности можно рассматривать через материально-техническое обеспечение стройки, поскольку для возведения строительных объектов необходимы материальные запасы, машины и механизмы, материально-техническое оснащение, предусмотренные строительным расчетом на строительно-монтажные работы в требуемом объеме.

Как известно, процедура строительного производства предполагает снабжение стройки материальными резервами в нужном размере, в обозначенные промежутки времени и надлежащего качества.

Любой процесс строительства можно подразделить на отдельные звенья, каждое из которых объединяет различные виды потоков, взаимозависимые между собой. Иными словами, любая составляющая строительного процесса включает одни и те же виды потоков, как то: материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие виды.

На основании вышеприведенного можно сделать вывод, что логистика - это система, состоящая из различных подсистем, к которым относят логистику распределения, снабжения, производственную, сбытовую, транспортную, финансовую логистику и иные виды логистики. Поэтому логистика в строительстве может подразделяться на несколько направлений. Так, финансовая логистика в строительной сфере регулирует перемещение денежных средств, предназначенных для решения задач, связанных с приобретением, изготовлением и продажей строительных изделий, тогда как информационная логистическая служба позволяет осуществлять передачу и распространение информационных сведений в строительной сфере.

Поэтому можно утверждать, что логистическая структура формирует перемещение ресурс потоков в строительной отрасли и охватывает процессы от поступления материалов до сдачи строительных объектов, таких как здания и сооружения.

В этой связи перед логистикой ставится ряд задач, к которым, например, относятся планирование и прогнозирование потребности в строительных ресурсах, контроллинг за наличием товарно-материальных ценностей, подготовка и переработка заказов, установление порядка протекания товарного потока в пределах логистической системы и ряд других аналогичных задач.

Разграничение методологии логистики по отдельным этапам процесса строительства допускает внедрение следующих логистических концепций:

Логистика закупок, определяющая траекторию перемещения материальных потоков на стадии проведения закупочной деятельности, например производственно-технологической комплектации построек, и сопутствующие им финансовые и информационные потоковые процессы;

Производственная логистика, задачей которой является рациональное распределение потоковых процессов строительных организаций, например в период изготовления строительных устройств и механизмов, а также иных материально-производственных ценностей, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

Сбытовая логистика, создающая систему движения материальных потоков в строительной организации, а также выполняемых работ и услуг, оказываемых клиентам, направляя сопутствующие им финансовые, информационные и иные потоки в нужное русло;

Транспортная логистика, определяющая пути перемещения строительных материалов в виде потоковых процессов;

Складская логистика, специализирующаяся на перемещении и распределении товарно-материальных запасов в пределах складского комплекса. Объем сырьевых ресурсов должен соответствовать решаемым задачам.

Негативно повлиять на процесс строительства могут две ситуации:

1) когда не достает в нужном объеме строительных материалов;

2) когда строительных материалов в избытке.

Последняя ситуация особенно нежелательна в случае, если строительство осуществляется один раз.

В связи с этим главная задача логистической системы в сфере строительства состоит в систематическом руководстве всеми видами товарных потоков в хозяйственных системах.

Таким образом, свойства логистического строительного комплекса можно различать и по иным параметрам, таким как периоды инвестиционного развития, фазы жизненного цикла строительных изделий.

При этом важно знать, что количество хозяйственно независимых сторон, входящих в логистическую систему, влияет на этапы создания логистических структур, усложняя их, что обуславливает трудность применения макрологистических систем, координирующих значительные величины хозяйственных связей, по сравнению с микрологистическими структурами.

Эффективное управление логистикой положительно отражается на финансовом состоянии предприятия. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

Рисунок 1 - Эффективное управление логистикой

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Таким образом, наблюдается прекрасная позиция для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Существуют взаимосвязи между прогнозируемыми финансовыми показателями, такими как возврат на активы, возврат на вложенный капитал, а также производственные показатели, на которые влияет качество управления системой поставок и службой логистики компании. Поэтому проактивное инвестирование и необходимые решения, позволяют достичь показателей, заложенных в бизнес-плане, используя прекрасный стратегический инструмент - службу логистики.

За последние несколько лет логистике в большинстве компаний стали уделять значительно больше времени, нежели раньше. И это неудивительно, ведь от стабильности поставок, оптимальности маршрутов зависит прибыль бизнеса. Все чаще за логистику стали отвечать финансовые директора - именно они обладают способностями, которые помогут бизнесу обрести в сфере логистики конкурентное преимущество. При этом планирование становится более понятным и позволяет предприятию оставаться в выигрыше за счет ускоренной оборачиваемости товара, снижения таможенных издержек и оперативного реагирования на запросы потребителей.

Конкуренция во всех ведущих отраслях в наши дни достигает глобальных масштабов, и потому менеджмент организаций стремится вперед, превращая простые логистические цепочки поставок из обычных обслуживающих инструментов в стратегические активы бизнеса. Такая функциональная часть компании позитивно влияет на конечный результат, в том числе на ее капитализацию. Пока не стало общепринятым фактом, что гибкость и быстрота реакции службы логистики является сегодня ключевым фактором успеха. При этом небольшое число компаний, оптимизировав службу логистики, осознали, что стратегический актив (конкурентное преимущество на рынке) был у них практически под носом.

Чтобы использовать службу логистики как стратегический инструмент, организации необходимо четко контролировать свои затраты и источники прибыли, а самой службе необходимо выстроить цепочки поставок, которые бы соответствовали общей стратегии бизнеса. Менеджменту необходимо четко понять разницу между созданием ложного имиджа "важности" службы логистики и необходимостью реального управления ресурсами и компетенциями, дабы оптимизировать логистические процессы службы и повысить их эффективность.

Фрагментация и децентрализация управления логистическими процессами очень часть препятствует эффективности материальных потоков в глобальной бизнес-среде. Но также нет системы, которая могла бы достичь пика своего потенциала без эффективных инструментов измерения и регулирования результативности системы логистики.

Многим читателям может показаться, что вероятность найти на рынке нужного профессионала, который обладал бы всеми необходимыми компетенциями в организации службы логистики, очень близка или равна нулю. И, вероятно, для вас будет сюрпризом, что такой человек уже является членом команды вашей компании и занимает кабинет финансового директора. Все больше и больше организаций признают, что набор компетенций финансистов может считаться конкурентным активом в силу специфики их деятельности и прекрасно подходит, чтобы привести службу логистики и организованные ею цепочки поставок к стратегическому уменьшению затрат и увеличению прибыли. У многих известных, крупных западных компаний, например, таких, как Home Depot, Sun Microsystems и Delta Airlines, службы логистики подчинены финансовому директору компании.

Профессиональные финансовые директора осознают, что находятся в уникальном положении, управляя службой логистики. Они являются беспристрастным лицом без эмоциональной привязанности к существующему набору логистических процессов, и кроме того, их главная ответственность - финансовый успех бизнеса. Компетентность и опыт в финансах дают солидные аналитические способности, при помощи которых можно легко оценить системные изменения в компании на глубинном уровне.

Многие основополагающие изменения в управлении логистикой требуют стратегических финансовых решений, которые в компании финансовый директор может провести лучше всех. Многие организации испытывают недостаток централизованной системы управления процессами логистики, что в результате дает фрагментированные управленческие решения и контроль, а также неэффективное планирование продаж и операционных процессов. Позиция и аналитические способности финансового директора могут быть основой для проведения перекрестного управления функциями планирования продаж и операционных процессов.

Стоит отметить, что, с точки зрения базовых принципов построения системы внутреннего контроля, вовлекать финансового директора в процесс управления службой логистики - правильная идея. Ведь многие системы внутреннего контроля требуют именно от финансовых директоров осуществлять жесткий контроль процессов системы логистики и анализировать ее эффективность. Таким образом, подобные предъявляемые требования к финансистам предоставляют уникальную возможность внедрить лучшую мировую практику в область планирования логистических цепочек и управления рисками, интегрированных в систему корпоративного управления. Требования идентифицировать и информировать о существенных изменениях в экономических показателях компании приводит к острой необходимости понимать финансовое состояние системы управления построением логистических цепочек, включая своевременное изучение изменений в стоимости запасов и прочих обязательств и контрактов.

Финансовое планирование в управлении логистикой

Резко растущие части бизнеса требуют жесткой связи между финансовыми и логистическими управленческими решениями. Короткий жизненный цикл продукта и изменения в потребительском спросе практически означают, что такие компании не могут синхронизировать управление логистическими цепочками поставок и финансовое планирование, вследствие чего, с большой долей вероятности, не достигают своих плановых показателей.

Рассмотрим пример. Компания-производитель недавно внедрила решение для интегрированного планирования продаж и операционной деятельности, окружая таким образом цепочку поставок финансовым менеджментом. Такие организации имеют централизованное управление логистическими процессами, их команды управления логистикой отличаются своей финансовой грамотностью, сотрудники участвуют в постоянных совещаниях с финансовым директором и финансовыми контролерами. Члены таких команд готовы принимать управленческие решения на основе перспективного анализа спроса и предложения, соотнесенного с прогнозом основных финансовых коэффициентов.

Таким образом, на практике команда, управляющая процессами логистики, к примеру, принимает решение понизить объем производства на одном из высокопроизводительных заводов после того, как предновогодние поставки выполнены. Система планирования продаж и операционных процессов показывает, что дополнительные поставки приведут к затариванию складов дистрибуторов и поставщиков, что в будущем может привести к вынужденному понижению цен и списанию запасов с баланса. Прежде они не могли принять такого своевременного решения, потому что менеджмент завода дал распоряжение повысить выпуск и использовать имеющиеся мощности для максимизации установленных ключевых показателей эффективности, и руководитель службы логистики не склонен рисковать, понижая уровень поставок в новогодний пик продаж. Интегрированный финансовый и логистический менеджмент дал им возможность определить уровень рисков и позитивно повлиял на конечный финансовый результат.

Примечание. Многие СВК требуют от финансовых директоров контролировать процессы логистики и анализировать их эффективность.

Роль финансового директора

Рассмотрим, как эффективное управление логистикой может помочь финансовому директору. Итак, оно решает сразу четыре проблемы.

1. Уменьшает цикл обращения оборотного капитала. На основе идеальных систем заказа и регулярного выставления счетов клиентам компания может значительно оптимизировать сбор денежных средств и сократить цикл обращения рабочего капитала со стороны дебиторской задолженности. С другой стороны, проактивное управление счетами к оплате помогает минимизировать рост времени обращения рабочего капитала. Акцептируя счета к оплате после подтверждения поставки и выполняя оплату поставщикам в самый последний возможный момент, финансовый директор может максимизировать текущие активы компании в виде денежных средств на счету.

Примечание. Эффективное управление службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала.

2. Понижение бизнес-рисков компании. Эффективная оптимизация общих понесенных затрат на логистику, несмотря на некоторую неопределенность логистических процессов в глобальных масштабах, помогает управлять и предотвращать вымывание корпоративного бюджета и валовой прибыли. Зачастую компании при выборе поставщика ищут только наиболее низкую цену за единицу поставляемого сырья, но забывают принимать во внимание риски, присущие мировой системе логистических цепочек поставок. На итоговые понесенные затраты влияет несколько факторов, среди них:

Повышенные транспортные расходы, возникающие из-за увеличения цен на бензин, или необходимости привлечения дополнительных экспедиторов, которые должны понижать задержки в поставках по причине низкоэффективной работы транспортных компаний на аутсорсинге;

Возрастающее время выполнения заказа, которое требует большего уровня минимального запаса сырья на складе и в пути, вследствие чего понижается способность быстро реагировать на изменения;

Потери бизнес-выгод по причине задержек в процессе длительных процедур при таможенном оформлении;

Повышение затрат на хранение запасов из-за необходимости поддерживать больший уровень минимального резерва.

3. Достижения прибыльного роста. Так как влияние финансового директора на стратегическое управление службой логистики изменяет финансовые результаты, он фокусируется не только на уменьшении затрат, но и на росте выручки и доли рынка. Многие организации, управляющие цепочкой поставок, могут измерить и смоделировать понижение затрат, но только некоторые из них могут определить, как система управления логистикой влияет на продажи. Финансовый директор находится в прекрасной позиции для анализа и измерения необходимых финансовых инвестиций в систему управления логистикой, которые необходимы для повышения продаж и доли рынка.

4. Получение ожидаемого дохода от продаж. Акционеры компании ожидают получение прогнозируемых продаж на постоянной основе. Большая часть будущей информации о спросе и предложении необходима финансовому директору, чтобы определить риски, связанные с системой логистики и поставок, влияющие на получение дохода. Кроме того, возможность финансового директора контролировать выполнение финансового плана тесно связана с возможностью менеджмента службы логистики выполнять утвержденный бизнес-план.

Программа эффективного управления службой логистики влияет на существенное понижение размера необходимого рабочего капитала - на основе эффективных программ управления запасами со стороны поставщиков, многозвеньевых техник оптимизации запасов, основанных на системах повышения эффективности, например, таких, как 6-сигма. Это программы предлагают пути высвобождения денежных потоков и понижения уровня оборотных активов, связанных с производственным процессом.

Литература

    Адамов Н.А., Войко А.В., Соколов П.А. Учет, анализ и аудит в строительстве. - М.: Финансы и статистика, 2012.

    Бродецкая Н., Бродецкий Г. Эталонное представление денежных потоков для анализа инвестиционных проектов логистических систем (часть 2) // Логистика сегодня. - 2013. - № 6.

    Витрянский В.В. Договор строительного подряда и иные договоры в сфере строительства. Приложение к журналу "Хозяйство и право". - 2015. - № 7.

    Войко А.В., Слуцкер А.И. Анализ финансового состояния строительной организации // Бухучет в строительных организациях. - 2014. - № 4.

    Елина Л.А. Застройщик, генподрядчик и инвестор - три в одном // Главная книга. - 2014. - № 16.

    Кеменев А.В. Особенности формирования и управления денежными потоками в строительстве // Бухучет в строительных организациях. - 2013. - № 5

Возникшая в далеком прошлом логистика, получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг. Логистический менеджмент первоначально ориентировался на эффективное использование материальных ресурсов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но уже в начале 90-х годов прошлого столетия логистика стала ориентироваться не только на материальные ресурсы, но и на финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, которые формируются в виде потоков и рациональное взаимодействие которых позволяет обеспечить ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск товаров и оказание услуг.

Логистика впервые не разделяет единый хозяйственный цикл предприятий на сферы производства и обращения. Такой подход показывает, что материально-техническое снабжение и сбыт – это не сопутствующие производству, а вполне равноправные сферы деятельности, определяющие общую эффективность предприятия. Таким образом, требуется максимальная горизонтальная интеграция предприятий посредством логистической цепи «закупки – производство – сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки. Процессы производства и распределения товаров необходимо изучать в единстве движения и использования. Для эффективного их взаимодействия целесообразно применение логистического подхода к организации производственного процесса, который представляет собой соединение производственных ресурсов в определенной комбинации с целью получения продукции и ее последующей реализации. Внедрение новых технологий, изменение требований рынка обуславливают необходимость соответствующих изменений в организации и управлении строительным производством. Однако развитие организации и управления в строительстве отстает по темпам от внедрения новых технологий, что не дает желаемого результата.

При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость использования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе. Групповая работа (интеграция, а не дифференциация) требует от каждого участника повышения уровня индивидуальных способностей и умения работать в группе, так как групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем.

Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.

Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.

Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений. Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно- строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.

В современном строительном производстве нашей страны имеются определенные предпосылки для развития логистических идей. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и технологические. Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов в области системного анализа, кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, менеджмента, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Технологические предпосылки связаны с тем, что в сфере обращения имеют место объекты в виде оставшихся от централизованной системы снабжения и сбыта предприятий и организаций. Особая роль в этом процессе принадлежит транспорту, специалисты которого первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий.

Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:

  • территориальной рассредоточенностью строек;
  • разными объемами потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
  • изменением характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
  • нестабильностью номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
  • постоянной потребностью в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
  • экономической самостоятельностью участников строительства.

Смещение акцентов в организации строительства с организации трудовых ресурсов на организацию потоков материальных ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков можно объяснить тем, что материальные ресурсы, выступая как предметы труда, под воздействием трудовых ресурсов отражают изменение стоимости товаров и услуг по всей логистической цепочке. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.

Логистизация строительства и адаптация строительных организаций к условиям рыночной экономики требуют создания корпуса управленцев нового типа. Ориентировочные расчеты, проведенные автором работы , показывают, что строительной отрасли необходимо около 50 тысяч таких руководителей. В той же работе утверждается, что квалификация действующих руководителей строительных организаций не соответствует требованиям времени. Такое положение объясняется в определенной степени недостатками в методике обучения по дисциплинам: экономика, организация, планирование и управление строительным производством. Высказано мнение, что менеджер строительного производства, помимо необходимых инженерно-технических знаний, должен обладать достаточно глубокими знаниями в менеджменте, логистике, экономике и других дисциплинах, ставших актуальными с развитием рынка.

Известно, что экономика исследует проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека и получения прибыли предприятиями. Ресурсная концепция экономики предполагает не только экономию всех ограниченных ресурсов, но и решение социальных и экологических вопросов. Новая экономическая теория с развитием логистического менеджмента способствует экономии всех ресурсов. Кроме того, она направлена на физическое и духовное здоровье человека и общества в целом при сохранении природной среды и поддержании социального диспаритета на определенном уровне. Экологическая направленность новой экономической теории возвращает исследователей к производственному процессу и требует рассмотрения его не традиционно, то есть не как результат сочетания предметов труда и рабочей силы, а как бизнес-процесс, представленный системой взаимосвязанных потоков материи, энергии и информации, взаимодействующих друг с другом.

Совершенно очевидно, что расширенное толкование логистики, имея межотраслевой характер, тем не менее нуждается в адаптации к специфике не только каждой отрасли, но и каждого предприятия. Тем более внедрение логистики в сферу строительного производства требует глубокого осмысления ее свойств и функций, потому что для строительства особенно актуальна проблема ресурсного обеспечения, которую возможно решить путем разработки научно-практических рекомендаций использования в первую очередь основных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и технических.

Необходимость логистизации строительства объясняется следующим образом. Во-первых, интегрированным характером логистики, объединяющим вех участников регионального строительного комплекса, который включает в себя заводы-поставщики строительных материалов и изделий, снабженческо-комплектующие, транспортные и строительные организации. Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между всеми участниками строительства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В-третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, поскольку системно подходит к организации не только потоков трудовых ресурсов, но и других экономических потоков в процессе строительства зданий и сооружений.

Системный подход к организации ресурсного обеспечения строительства на принципах логистики будет способствовать получению более весомого эффекта от реализации региональных строительных программ.

Ориентация на логистическую концепцию позволяет строительным организациям оптимизировать, в первую очередь, запасы материальных ресурсов и резервы трудовых, финансовых и технических ресурсов. С переходом на рыночную систему хозяйствования отношение к материальным ресурсам и их запасам в строительстве изменилось коренным образом. Они стали рассматриваться не только как необходимое условие бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ при строительстве зданий и сооружений, но и как основа хозяйственных (экономических) связей, основными критериями, существования которых является целесообразность и эффективность вложения и использования средств. Запасы, как и материальные ресурсы в незавершенном производстве, не совершают кругооборот, а представляют собой своеобразный накопитель натурально-вещественного продукта, через который он движется как материальный поток только в одном направлении – к конечному потребителю

Производственные запасы образуются на стройках по двум основным причинам. Первая связана с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между поступлением материалов и их потреблением, который приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность производства, с другой, они связаны со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать их объем. Регулирование размера запаса производится изменением объема партий поставки или интервала между смежными поставками. Возможно использование варианта при одновременном изменении интервала и объема поставки. В зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения строек материалами и изделиями используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов. Анализ этих методов управления запасами, сложившихся в централизованной системе снабжения и сбыта, позволяет систематизировать их параметры, такие как границы колебания запаса, интервалы поставок, вероятную величину запаса и размер заказа на поставку материалов и изделий. Этими параметрами и величиной затрат на хранение запасов руководствуются при выборе рациональной системы управления запасами.

С начала 90-х годов прошлого столетия строительные организации и предприятия получили возможность при реализации спроса на рынке строительных материалов и изделий воздействовать на величину запасов материальных ресурсов, сокращая их объем. Одно из направлений логистики связано с внедрением новых технологий, предполагающим ряд нововведений организационного, управленческого и экономического характера. Комбинации этих нововведений в развитых странах представлены такими системами как «канбан», «точно в срок» и другими, ориентирующими предприятия на использование запасов в минимальных размерах. Дорогостоящие производственные запасы материалов, изделий и конструкций, избыток которых не гарантирует высокий уровень логистических услуг, вытесняются системой информации и поточной организацией строительства зданий и сооружений, позволяющими добиться значительного экономического эффекта.

Строительные организации, принявшие логистические принципы управления, особое внимание обращают на транспорт, который является связующим звеном в логистической цепи. Транспортная составляющая в материальных затратах строительства весьма существенна и имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому сокращение транспортных издержек за счет рационального транспортного обслуживания является очень важным направлением в ресурсосбережении.

Эффективное обеспечение строек материалами и изделиями является одной из важнейших проблем для большинства строительных организаций. Это объясняется тем, что сложившаяся транспортная система в строительстве не гарантирует доставку грузов на стройки в запланированное время и необходимыми комплектами материалов и изделий. В процессе непосредственной доставки материалов и изделий на стройки заняты поставщики, строительные и транспортные организации, а также посредники. Причем, доставка предполагает помимо перевозки, целый ряд работ, операций, услуг, комплекс которых направлен на обеспечение перемещения материалов и изделий без потерь в количественном и качественном отношении. В оценке качества транспортного обслуживания такие показатели как объем перевозок, грузооборот и т. п. в условиях рынка не дают полной картины эффективности использования ресурсов. Возникает необходимость в рассмотрении такого понятия как «услуга», которую и нужно оценивать. Целевую функцию системы доставки материалов и изделий на стройки невозможно определить однозначно, так как каждый из участников транспортного обслуживания преследует собственные цели, которые формулируются одинаково – извлечение максимальной прибыли из своей деятельности.

Основной задачей организации транспортного процесса при комплектации объектов строительства материалами и изделиями является обеспечение грузопотоков без потерь материальных ресурсов от поставщиков на стройки, поэтому рекомендуется рассматривать их очень подробно. Рекомендуется данные по всем грузопотокам сводить в общую шахматную ведомость грузооборота каждой стройки. Величина грузопотока может быть определена из графика потребления материалов и изделий, сопровождающего календарный план строительства объектов. Важное место в рациональном использовании ресурсов при строительстве зданий и сооружений занимает оптимизация транспортных связей заводов-поставщиков и строек, обеспечивающая выполнение суточного плана доставки комплектов материалов и изделий на строительные площадки при минимальном объеме транспортной работы, путем маршрутизации перевозок. В процессе разработки рациональных маршрутов перемещения грузов, которые являются основой для составления новых транспортно- технологических схем, особое внимание должно быть уделено сокращению продолжительности транспортного цикла, совмещению его с процессами строительства объектов. Маршрутизация перевозок также тесно связана с выбором типа транспортных средств и определением их необходимого количества.

Проектирование транспортного обслуживания в системе комплектации строительства материалами и изделиями позволяет строительным организациям улучшить работу диспетчерских служб, уменьшить затраты времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и обеспечить сохранность доставляемых на стройки грузов. В автотранспортных организациях, обслуживающих строительное производство, также упрощается работа диспетчерских служб, улучшается использование автомобилей по грузоподъемности и повышается ответственность водителей за своевременность доставки комплектов материалов и изделий на стройки.

Разработку вопросов организации транспорта для эффективного использования ресурсов при строительстве объектов рекомендуется осуществлять в две стадии. Во время первой стадии проектирования в проектно-сметной документации наряду с проектом организации строительства долен разрабатываться проект организации транспорта при строительстве объектов. На стадии рабочего проектирования необходима разработка транспортно-технологических карт. При разработке проекта организации транспорта обязательно выполнение следующих работ:

  • составление схемы грузопотоков и согласование ее с проектом организации строительства;
  • закрепление строек за поставщиками и маршрутизация перевозок;
  • составление вариантов принципиальных схем доставки грузов на стройки;
  • разработка вариантов технической оснащенности транспортного процесса;
  • разработка графика доставки комплектов материалов и изделий на стройки;
  • принятие решений по организации движения транспорта по строительным площадкам при проектировании общеплощадочных стройгенпланов.

На следующем этапе, этапе рабочего проектирования, разрабатываются транспортно- технологические карты, регламентирующие доставку комплектов материалов и изделий в различные периоды строительства отдельного здания или сооружения .

Транспортно-технологические карты содержат:

  • уточненные объемы перевозок комплектов материалов и изделий, используемых в различные периоды строительства каждого здания или сооружения;
  • ведомость-расчет потребного количества погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, контейнеров, поддонов и транспортных средств, используемых при доставке материалов и изделий к месту строительства объекта;
  • карты по заполнению и укладке материалов и изделий на поддоны, в тару и в контейнеры;
  • схемы загрузки транспортных средств материалами, изделиями и конструкциями;
  • ведомость-расчет потребного количества рабочих на выполнение транспортных операций на стройке;
  • транспортно-технологические схемы доставки грузов на стройплощадки;
  • карты технологических процессов на погрузочно-разгрузочные и складские работы.
  • Вся проектная документация ориентирует участников строительства на эффективное использование ресурсов при возведении зданий и сооружений.

Ресурсосберегающие технологии в строительном производстве могут быть реализованы в полной мере при соответствующей организационной структуре управления строительных предприятий и организаций. Обоснование организационной структуры управления предприятия сопровождается определением его мощности . Мощность – важнейший организационный фактор, от которого зависит эффективное использование ресурсов. В свою очередь, ресурсы влияют на мощность своим наличием по количеству, номенклатуре и ассортименту. Поэтому организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными : сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных – на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.

Список литературы:

1.Киселев Б. Централизованное снабжение – начало цивилизованного рынка// Стройка. 2000.№8 92360. С.163-164.

2.Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. Уч. пособие. М.: Машиностроение. 1893.-186 с.


Жаворонков Е.П. Логистика в строительстве. Уч.пособие.2-е изд. Новосибирск:СГУПС.2001.-237 с.

Жаворонков Е.П. Эффективность логистики в строительстве. М.: КИАцентр. 2002.- 136 с.