Обсе какие страны входят. Что такое обсе? состав, миссии и наблюдатели обсе
свободы СМИ
Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) - (CSCE: англ. Conference for Security and Cooperation in Europe , фр. Conférence sur la sécurité et la coopération en Europe ).
История [ | ]
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано как постоянно действующий международный форум представителей всех европейских государств (кроме Албании и Андорры), а также США и Канады , для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе .
Совещание проводилось в три этапа:
- 3 - 7 июля 1973 - Хельсинки - совещание министров иностранных дел ,
- 18 сентября 1973 - 21 июля 1975 - Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
- 30 июля - 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки руководители 35 государств-основателей подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
- 1977-1978 - Белградская ,
- 1980-1983 - Мадридская ,
- 19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и Организации Варшавского договора), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
- 10 сентября - 4 октября 1991 - Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
- 1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен », который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
- 1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
- 1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
- 1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе . Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху », договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («екс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
- 1995 - Будапештская встреча СМИД.
- 2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века », в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии .
- 1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
- 1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло . Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово , конфликтным ситуациям в СНГ .
- 18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин . Приняты Хартия европейской безопасности , соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя политические обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья .
- 2000 - встреча СМИД в Вене . Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
- 2001 - встреча СМИД в Бухаресте . Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия , Молдавия , Нагорный Карабах , Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
- 12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
- 2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и рядом стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.
- 15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
- 2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией » на Украине . Заключительный документ был заблокирован.
- 3 июля 2004 - в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.
- 2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и некоторыми членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ . МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании против России выступили страны ГУАМ - Грузия , Украина , Азербайджан и Молдова . Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.
- 5 декабря 2006 - на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
- 26 октября 2007 - Россия , Армения , Белоруссия , Казахстан , Киргизия , Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
- 16 ноября 2007 - отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию .
- 7 февраля 2008 - отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.
- 3 июля 2009 - парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» .
- 1 декабря 2010 - в городе Астана (Казахстан) после 11 летнего перерыва прошёл саммит ОБСЕ .
Структура [ | ]
Основными органами организации являются:
- Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office , CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 57 государствах-участниках ОБСЕ.
Руководство [ | ]
Действующий председатель [ | ]
Генеральный секретарь [ | ]
Генеральный секретарь - возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года:
- Вильгельм Хёинк (1993-1996)
- Джанкарло Арагона (1996-1999)
- Ян Кубиш (1999-2005)
- Марк Перрен де Бришамбо (2005-2011)
- Ламберто Заньер (2011-2017)
- Томас Гремингер
Государства-участники [ | ]
Участники ОБСЕ [ | ]
Государство | Государство |
---|---|
Австрия | Мальта |
Азербайджан | Молдавия |
Албания | Монако |
Андорра | Монголия |
Армения | Нидерланды |
Белоруссия | Норвегия |
Бельгия | Польша |
Болгария | Португалия |
Босния и Герцеговина | Россия |
Ватикан | Румыния |
Великобритания | Сан-Марино |
Венгрия | Сербия |
Германия | |
Греция | Словения |
Грузия | США |
Дания | Таджикистан |
Ирландия | Туркмения |
Турция | |
Испания | Узбекистан |
Украина | |
Казахстан | Финляндия |
Канада | |
Кипр | Хорватия |
Киргизия | Черногория |
Что такое ОБСЕ? История данной организации такова. В 1973-м прошло международное совещание, на котором обсуждались вопросы сотрудничества и безопасности в Европе (СБСЕ). Участие принимали 33 государства. Оно окончилось подписанием главами стран и правительств в Хельсинки акта, который стал долгосрочной программой действий по строительству единой мирной, демократической и процветающей Европы. Организация является ключевой для Европейского сообщества. Она имеет широкие полномочия для разрешения различных конфликтов, мониторинга соблюдения прав человека в отдельно взятых странах, контроля
Эволюция организации
Что такое ОБСЕ? Согласно Хельсинкским заключительным договоренностям к основным направлениям деятельности организации относятся следующие вопросы, касающиеся европейской безопасности: сотрудничество в сферах науки, экономики, технологий, окружающей среды, в гуманитарной и других областях (права человека, информация, культура, образование). В этом и заключается миссия ОБСЕ. Важными вехами развития стали заседания государств-участников в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.).
Большое значение приобрели встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Париже (1990-й), Хельсинки (1992-й), Будапеште (1994-й), Лиссабоне (1996-й) и Стамбуле (1999-й). В результате постепенной институционализации и принятия решений о создании должности Генерального секретаря (1993-й) и Постоянного Совета СБСЕ приобрела черты международной региональной организации. В соответствии с решением Будапештского саммита в 1995-м СБСЕ изменила свое название на ОБСЕ. Расшифровка аббревиатуры:
В 1996-м на Лиссабонской встрече глав стран-участниц были приняты весьма важные решения и документы. Во-первых, была определена концепция европейской безопасности в 21-м столетии. В ней шла речь о необходимости обустройства новой Европы без границ и разделительных линий. По сути, этот документ являлся основой для создания Европейского союза. Во-вторых, был обновлен ДОВСЕ (договор об обычных вооружениях).
Что такое ОБСЕ? Сегодня участниками организации являются 56 стран, включая все европейские, постсоветские, Канаду, США и Монголию. Такой состав ОБСЕ позволяет организации решать многие вопросы на мировом уровне. Её мандат охватывает огромный перечень вопросов военно-политической, экологической, экономической и научной сфер. Задачами организации являются: противодействие терроризму, контроль вооружений, экологическая и экономическая безопасность, защита демократии и прав человека, а также многие другие. Страны, входящие в ОБСЕ, имеют равный статус. Решения принимаются на базе консенсуса. Существуют различные институты ОБСЕ. Что это такое, мы разберемся ниже.
Цели
Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:
- контроль распространения вооружений;
- мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
- меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
- мероприятия по защите прав человека;
- мониторинг выборов в различных странах;
- способствование развитию демократических институтов.
Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.
Саммит
Саммитами называются встречи представителей стран-участниц на высшем уровне. Они являются представительными форумами с участием глав государств и правительств, которые проводятся, как правило, раз в два-три года для обсуждения положения дел в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, принятия соответствующих решений, определения главных направлений деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
В заседаниях Совмина принимают участие министры иностранных дел государств, входящих в состав организации. Он является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Постоянный совет - это действующий орган, в рамках которого на уровне постоянных представителей государств-участников проводятся политические консультации, принимаются решения по всем вопросам текущей деятельности ОБСЕ. Пленарные заседания ПС проходят каждый четверг в Вене.
Парламентская ассамблея
Организация ОБСЕ имеет свою Парламентскую ассамблею. Пленарные заседания проводятся дважды в год при поддержке Секретариата ПА, расположенном в Копенгагене. Председатель ОБСЕ поддерживает контакт с ПА на постоянной основе, информирует ее участников о работе организации. Председатель ПА избирается сроком на один год.
Секретариат
Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.
Действующий председатель
Что такое ОБСЕ? Лицом данной организации и главной политической фигурой является Действующий председатель. Он отвечает за координацию и консультации по вопросам текущей В своей работе Действующий председатель опирается на помощь:
- Предшественника и преемника, которые действуют совместно с ним в формате тройки.
- Специальных групп, которые он же и назначает.
- Личных представителей, которые также назначаются Действующим председателем, с предоставлением конкретного мандата и определением перечня задач в различных сферах компетенции ОБСЕ.
Бюро демократических институтов и прав человека (сокращенно БДИПЧ)
Данная структура способствует проведению демократических выборов в государствах-участниках (включая направление наблюдательных миссий), а также оказывает практическую помощь в утверждении демократических институтов и прав человека, укреплении основ гражданского общества и верховенства права. Офис БДИПЧ находится в Варшаве.
Верховный комиссар по вопросам нацменьшинств (ВКНМ)
Данное несет ответственность за раннее предупреждение конфликтов, связанных с проблемами национальных меньшинств. Секретариат ВКНМ находится в Гааге.
Представитель по вопросам свободы СМИ
Это должностное лицо способствует выполнению странами-участниками своих обязательств в сфере средств массовой информации. Должность представителя по СМИ является критически важной для обеспечения нормального функционирования открытого демократичного общества, а также системы подотчетности правительств своим гражданам. Этот институт ОБСЕ был создан в конце 1997 года.
Миссии ОБСЕ
Миссии функционируют как своего рода "полевые" структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.
Экономический и экологический форум
Это ежегодные мероприятия, которые проводятся с целью придания импульса экономикам государств-участников. На них также происходит внесение предложений относительно практических мер, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами.
Форум по сотрудничеству в области безопасности
Данный орган осуществляет свою работу на постоянной основе в Вене. Он состоит из представителей делегаций государств-участников ОБСЕ, занимается обсуждением вопросов контроля над вооружениями, разоружением, укреплением мер доверия и безопасности.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов. Организация имеет 550 сотрудников в штаб-квартире в Вене, Австрия, и 2300 сотрудников на местах. ОБСЕ была основана на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшемся в Хельсинки, Финляндия, в 1975 году.
ОБСЕ занимается ранним предупреждением, предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением стран. 57 стран-участниц ОБСЕ находятся в Европе, Азии и Северной Америке и охватывают большую часть поверхности суши Северного полушария. Организация была создана в эпоху холодной войны как форум Восток-Запад.
Шестью официальными языками ОБСЕ являются английский, французский, немецкий, испанский, итальянский и русский. ОБСЕ считает себя региональной организацией в трактовке главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и является наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН. Действующий председатель ОБСЕ участвует в рутинных брифингах для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
История и правовой статус ОБС
История организации началась в 1973 году в рамках Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры о европейской группе безопасности велись с 1950 года, но холодная война помешала их прогрессу, пока не начались переговоры в Диполи в Хельсинки в ноябре 1972 года.
Эти переговоры были проведены по предложению в Советского Союза, который хотел использовать переговоры для поддержания своего контроля над коммунистическими странами Восточной Европы, а президент Финляндии Урхо Кекконен воспринимал их как средство поддержания своей политики нейтралитета. В Западной Европе, однако, видели эти переговоры как способ уменьшить напряженность в регионе, содействовать экономическому сотрудничеству и улучшению гуманитарной обстановки для населения коммунистического блока.
Рекомендации для переговоров, в виде «Голубой книги» ("The Blue Book"), создали практические основы трехступенчатой конференции под названием «Хельсинки процесса». СБСЕ был открыт в Хельсинки 3 июля 1973 года и на нем присутствовали представители 35 государств. Первый этап переговоров длился пять дней и в ходе нее было решено следовать рекомендациям «Голубой книги». Второй этап переговоров стал главной рабочей фазой и проводился в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года. Результатом этапа II стал Хельсинкский Заключительный акт, который был подписан 35 государствами-участниками в ходе этапа III, который проводился в Финляндия Холл с 30 июля по 1 августа 1975 года. Третий этап переговоров был открыт дипломатом Святого Престола кардиналом Агостино Казароли, который был председателем конференции.
Концепция улучшения отношений и реализации акта была разработана в ходе серии последующих встреч, включая переговоры в Белграде (4 октября 1977 - 8 марта 1978), Мадриде (11 ноября 1980 - 9 сентября 1983) и Вене (4 ноября 1986 - 19 января 1989 года).
Уникальной особенностью ОБСЕ является необязательный статус своего учредительного устава. Вместо формально ратифицированного национальными законодательными органами договора, Заключительный акт СБСЕ представляет собой политическое соглашение глав правительств всех стран о построении безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений данного Акта. Это позволяет ОБСЕ оставаться гибкой в процессе эволюции и улучшения сотрудничества, избежать споров и / или санкций за неисполнение.
Соглашаясь на эти обязательства, подписавшие Акт страны впервые признали, что обращение с гражданами в рамках своих границ вызывает законную международную озабоченность. Это стало началом процесса строительства демократии в Советском Союзе и Восточной Европе, что привело к концу холодной войны. Однако, в отличие от большинства международных межправительственных организаций, ОБСЕ лишена статуса субъекта международного права по причине отсутствия юридической силы своего устава. В результате, хозяину штаб-квартиры ОБСЕ, Австрии, пришлось наделить организацию правами субъекта для того, чтобы иметь возможность подписать юридическое соглашение о своем присутствии в Вене.
Распад Советского Союза потребовал изменения роли СБСЕ. Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21 ноября 1990 года, положила начало этому изменению. Изменения привели к переименованию СБСЕ в ОБСЕ с 1 января 1995 года, согласно результатам конференции, состоявшейся в Будапеште, Венгрия, в 1994 году. Структура ОБСЕ стала включать в себя отдельный секретариат, Постоянный совет, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам (позже переименованное в Бюро по демократическим институтам и правам человека).
В декабре 1996 года Лиссабонская Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила универсальный и неделимый характер безопасности на европейском континенте.
Итогом двухдневного саммита ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября 1999 года стал призыв к политическому урегулированию конфликта в Чечне и принятие Хартии европейской безопасности. По словам тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова, этот саммит стал поворотным пунктом в российском восприятии ОБСЕ, от организации, которая выражается коллективную волю Европе, в организацию, которая служит в качестве инструмента Запада для «принудительной демократизации».
В 2004 году, после ходатайства группы из тринадцати сенаторов от Демократической партии США о том, чтобы пригласить иностранных наблюдателей для контроля за выборами президента в стране, Государственный департамент США согласился, а президент Джордж Буш пригласил ОБСЕ участвовать в этом процессе.
Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Страны-участники ОБСЕ (57 государств): Албания, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская республика, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Люксембург, Монако, Норвегия, Румыния, Сербия, Испания, Таджикистан, Туркменистан, США, Андорра, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Мальта, Черногория, Польша, Русский Федерация, Словакия, Швеция, бывшая югославская Республика Македония, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь, Болгария, Кипр, Эстония, Грузия, Папский престол, Ирландия, Киргизия, Литва, Молдова, Монголия, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Словения, Швейцария, Турция, Великобритания.
Структура и институты ОБСЕ
Политическое руководство организацией осуществляется главами государств и правительств в ходе встреч на высшем уровне. Саммиты не являются регулярными или по расписанию, а проводятся по мере необходимости. Последний саммит состоялся в Астане (Казахстан) 1 и 2 декабря 2010 года. Принятия решений на высшем уровне осуществляется Советом министров, который собирается в конце каждого года. На уровне послов Постоянный совет созывается еженедельно в Вене и выступает в качестве органа для регулярного ведения переговоров и принятия решений. Пост Действующего председателя закрепляется за министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в организации. Председателем Постоянного совета является посол в Австрии государства-участника, председательствующего в организации. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года Действующим председателем является вице-премьер и министр иностранных дел и торговли Ирландии Имон Гилмор, который сменил министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса.
В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.
Секретариат ОБСЕ находится в Вене, Австрия. Нынешний Генеральный секретарь Ламберто Заньер из Италии, который принял данный пост от Марка Перрена де Бришамбо из Франции. Кроме того, организация имеет офисы в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.
В различных институтах ОБСЕ работает около 440 человек. Всего штат организации насчитывает около 750 международных и 2370 национальных сотрудников.
Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принимает решения по таким вопросам, как политика и безопасность, экономика и защита окружающей среды, а также демократия и права человека. Представляя собой коллективное мнение парламентариев ОБСЕ, эти резолюции и рекомендации предназначены для того, чтобы все государства-участники выполняли свои обязательства в рамках ОБСЕ. Парламентская ассамблея также участвует в парламентской дипломатии и имеет обширную программу по наблюдению за выборами.
Старейшим институтом ОБСЕ является Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое было создано в 1991 году после решения, принятого в 1990 году на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве, Польша, и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти. БДИПЧ осуществляло наблюдение за более чем 150 выборами и референдумами с 1995 года при помощи 35 тысяч наблюдателей. Дважды Бюро работало за пределами своих полномочий, отправив команду, которая предложила техническую поддержку 9 октября 2004 года президентских выборов в Афганистане, партнере ОБСЕ по сотрудничеству, и команду поддержки выборов для оказания помощи на парламентских выборах и выборах в советы провинций 18 сентября 2005 года.
Канцелярия Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, созданная в декабре 1997 года, действует в качестве стражника, готового обеспечить раннее предупреждение нарушений свободы слова в государствах-участниках ОБСЕ. Представитель также оказывает государствам-участникам помощь в продвижении и стимулировании полного соблюдения норм, принципов и обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации.
Председательство в ОБСЕ
Обязанности Действующего председателя (ДП), включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением.
Председательство передается один раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку. Происхождение учреждения лежит в Парижской хартии для новой Европы (1990), а Хельсинкский документ 1992 года официально и организационно оформил эту функцию.
В 2012 году Тройка состояла из текущего ДП, вице-премьера и министра иностранных дел и торговли Ирландии, Имон Гилмор, бывшего ДП, министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса и следующего ДП, министра иностранных дел Украины Константина Грищенко.
Военно-политическая сфера деятельности ОБСЕ
ОБСЕ применяет комплексный подход к безопасности в военно-политической сфере, который включает в себя ряд обязательств государств-участников и механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов. Организация также стремится к повышению военной безопасности путем содействия большей открытости, прозрачности и сотрудничеству.
Контроль над вооружениями. Конец холодной войны привел к огромным излишкам доступного оружия, что стало причиной возникновения международного серого рынка оружия. ОБСЕ помогает остановить - часто незаконное - распространение такого оружия и предлагает помощь в его уничтожении. ОБСЕ проводит ежегодный обмен информацией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе. ОБСЕ также реализованы два дополнительных способа обмена информацией в рамках Венского документа и Глобального обмена военной информацией. Консультативная комиссия по открытому небу, исполнительный орган по Договору по открытому небу, проводит ежемесячные заседания в штаб-квартире в Вене.
Управление границами. Действия, предпринимаемые ОБСЕ в рамках пограничного мониторинга для предотвращения конфликтов и постконфликтного урегулирования, наращивания потенциала и институциональной поддержки.
Борьба с терроризмом. Обладая опытом в области предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и раннего предупреждения, ОБСЕ вносит свой вклад в глобальные усилия по борьбе с терроризмом.
Предотвращение конфликтов. ОБСЕ работает для предотвращения возникновения конфликтов и содействует политическому урегулированию существующих конфликтов. Она также помогает проводить процесс реабилитации в постконфликтных районах. Военная реформа. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности обеспечивает основу для политического диалога по военной реформе, а практические мероприятия проводятся на местах, в том числе Центром по предотвращению конфликтов.
Полицейские операции. Полицейские операции в рамках ОБСЕ являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтного восстановления.
Экономическая и экологическая сфера деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Деятельность в области экономики и экологии включает мониторинг событий, связанных с экономической и экологической безопасностью в государствах-участниках ОБСЕ с целью предупреждения любой угрозы конфликта, содействия государствам в создании экономической и экологической политики, законодательства и институтов для содействия безопасности в регионе ОБСЕ. Экономическая деятельность. Среди экономической деятельности ОБСЕ можно выделить действия, связанные с управлением миграцией, транспортной и энергетической безопасностью. В основном, деятельность осуществляется в сотрудничестве с организациями-партнерами.
Экологическая деятельность. ОБСЕ разработала целый ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, направленных на решение проблем экологической безопасности в государствах-участниках. Среди мероприятий, имеются проекты в области утилизации опасных отходов, управление водными ресурсами и доступ к информации в рамках Орхусской конвенции.
Деятельность ОБСЕ в области соблюдения прав человека
Обязательства, принятые государствами-участниками ОБСЕ в области соблюдения прав человека направлены на обеспечение полного уважения прав человека и основных свобод; соблюдение верховенства закона; проведение в жизнь принципов демократии путем создания, укрепления и защиты демократических институтов, а также содействия терпимости во всем регионе ОБСЕ.
Борьба с торговлей людьми. С 2003 года ОБСЕ был установленный механизм для борьбы с торговлей людьми, который определен в статье 3 Палермского Протокола и направлен на привлечение внимания общественности к этой проблеме и создание политической воли в государствах-участниках для эффективной борьбы с данным явлением.
Действия ОБСЕ против торговли людьми координируются Управлением Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми.
Деятельность по борьбе с торговлей людьми в регионе ОБСЕ Управления Специального представителя включает:
- Сотрудничество с правительствами государств-участников, помощь им в принятии на себя обязанностей и действиях по пресечению торговли людьми;
- Предоставление правительствам решений и пособий для принятия решений и предложений по руководству управлением в борьбе с торговлей людьми, с целью достижения решений, адаптированных к потребностям отдельных стран и в соответствии с международными стандартами;
- Оказание помощи правительствам в разработке национальных структур по борьбе с торговлей людьми, необходимых для эффективного внутреннего и транснационального сотрудничества;
- Повышение осведомленности о проблеме и помощь в понимании сложности проблемы и необходимости всесторонних решений;
- Внимание всем аспектам торговли людьми, а именно торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, торговли людьми в целях принудительного и кабального труда, в том числе в качестве домашней прислуги, торговли для принудительных браков, торговли человеческими органами и торговли детьми;
- Обеспечение эффективного взаимодействия всех агентов и организаций, участвующих в борьбе с торговлей людьми, начиная от государственных органов, сотрудников правоохранительных органов и международных организаций, как учреждений, оказывающих поддержку более глубокому знанию и ноу-хау;
- Обеспечение максимально возможного освещения борьбы ОБСЕ с торговлей людьми, чтобы сосредоточить внимание людей на этом вопросе.
Демократизация. ОБСЕ способствует продвижению демократии и оказывает государствам-участникам помощь в построении демократических институтов. На практике, однако, некоторые государства имеют больше власти в принятии решений, чем другие.
Образование. Образовательные программы являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтному восстановлению.
Выборы. В рамках своей деятельности по демократизации, ОБСЕ осуществляет проекты помощи в проведении выборов в преддверии, во время и после выборов. Однако эффективность такой помощи является спорной. Казахстан, например, несмотря на членство и даже председательство в ОБСЕ, по мнению многих, является одной из наименее демократических стран в мире. Более того, недавние демократические успехи, достигнутые в других центрально-азиатских республиках, в частности в Кыргызстане, привели к слухам о нарушениях в советском стиле киргизского демократического процесса Казахстаном и Россией. Это может быть в значительной степени обусловлено опасениями по поводу долгосрочной стабильности собственных квази-диктатур в этих странах.
Гендерное равенство. Равенство мужчин и женщин является неотъемлемой частью устойчивой демократии. ОБСЕ призвана обеспечить равные возможности для мужчин и женщин и интегрировать гендерное равенство в политике и практике.
Права человека. Деятельность ОБСЕ в области прав человека сосредотачивается на таких приоритетных направлениях, как свобода передвижения и религии, предотвращение пыток и торговли людьми.
Национальные и международные неправительственные организации (НПО). ОБСЕ может предоставить консультативный статус НПО и МНПО в виде Программы «Исследователь в резиденции» (запущена Пражским отделением Секретариата ОБСЕ): аккредитованные представители национальных и международных неправительственных организаций получают доступ ко всем документам и к многочисленным актуальным сборникам, связанным с деятельностью ОБСЕ на местах.
Свобода СМИ. ОБСЕ осуществляет мониторинг средств массовой информации в своих государствах-участниках с целью принятия решений и обеспечения раннего предупреждения о нарушениях свободы выражения.
Права меньшинств. Этнический конфликт является одним из основных источников широкомасштабного насилия в Европе в настоящее время. Подход ОБСЕ заключается в выявлении и поиске скорейшего разрешения этнической напряженности и установлении стандартов для прав людей, принадлежащих к группам меньшинств.
Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.
Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.
Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).
Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.
Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.
Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.
На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.
Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.
Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.
Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.
Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.
На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ОБСЕ (от англ. OSCE — Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
ОБСЕ создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35 государств в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Цели и задачи ОБСЕ
Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации :
1) «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности.
2) «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- экономическая и экологическая безопасность.
3) «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов.
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
Участники ОБСЕ
- Австрия
- Мальта
- Азербайджан
- Молдавия
- Албания
- Монако
- Андорра
- Монголия
- Армения
- Нидерланды
- Белоруссия
- Норвегия
- Бельгия
- Польша
- Болгария
- Португалия
- Босния и Герцеговина
- Россия
- Ватикан
- Румыния
- Великобритания
- Сан-Марино
- Венгрия
- Сербия
- Германия
- Словакия
- Греция
- Словения
- Грузия
- Дания
- Таджикистан
- Ирландия
- Туркмения
- Исландия
- Турция
- Испания
- Узбекистан
- Италия
- Украина
- Казахстан
- Финляндия
- Канада
- Франция
- Хорватия
- Киргизия
- Черногория
- Латвия
- Чехия
- Литва
- Швейцария
- Лихтенштейн
- Швеция
- Люксембург
- Эстония
- Македония
Партнёры ОБСЕ
- Алжир
- Афганистан
- Египет
- Израиль
- Южная Корея
- Иордания
- Таиланд
- Марокко
- Япония
- Тунис
- Австралия
Структура ОБСЕ
Основными органами организации являются :
- Саммит (встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
- Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
- Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
- Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
- Верховный комиссар по делам национальных меньшинств.
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
- Парламентская ассамблея ОБСЕ.
- Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
Официальные языки ОБСЕ
Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:
- английский,
- испанский,
- итальянский,
- немецкий,
- русский,
- французский.
Руководство ОБСЕ
Действующий председатель (им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.
На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим президентом страны Дидье Буркхальтером .
Генеральный секретарь — возглавляет секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года. С 2011 года по настоящее время им является Ламберто Занниер .
Бюджет ОБСЕ
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет секретариата и институтов и бюджет полевых операций. В 2013 году бюджет организации составил 145 млн евро.
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) — это невооружённая гражданская миссия, основные задачи которой — беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией на востоке Украины и отчитываться по ней, а также способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта. СММ начала свою работу 21 марта 2014 года в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и общим решением всех стран-участниц ОБСЕ. Мандат миссии продлевается каждые полгода.