Что такое аналитическая философия. Философия с аналитической точки зрения

Аналитическая философия – это течение современной мысли, направленное на логический и языковый анализ философских и научных высказываний.

Характерные черты аналитической философии:

· однозначность и точность в употреблении понятий;

· отрицательное отношение к спекуляциям и широким обобщениям;

· направленность на логическую ясность и строгость рассуждений;

· разработанная система аргументации, доказательств и опровержений;

· предпочтение анализа остальным методам исследования;

· широкое использование инструментария логики и лингвистики.

Аналитическая философия доминирует в университетах современных англоязычных и скандинавских стран. Традиционно её противопоставляют континентальной философии, которая представлена, прежде всего в таких странах Европы, как Германия и Франция, и направлена на общие рассуждения о социальных, психологических, метафизических проблемах.

Если аналитическая философия критикует континентальную за неопределённость высказываний и бессмысленность идей, то континентальная усматривает в аналитической формализм, оторванный от реальной жизни человека и общества.

Аналитическая философия не является однородным направлением. Это скорее определённый стиль мышления, своеобразный подход к общефилософским проблемам, где важен не столько результат анализа, сколько его процесс, в котором применяются строгие методы, используются обоснованные аргументы и контраргументы, точные доказательства и опровержения.

В аналитической философии выделяют два основных направления- философию логического анализа и лингвистическую философию.

У истоков философии логического анализа находятся идеи немецкого логика и математика Готтлиба Фреге (1848-1925).

Фреге заложил основы для формирования символической логики, позволившей более точно и строго, чем в традиционной логике, анализировать структуру высказываний. Наиболее показательна в этом отношении его теория смыслов , где Фреге проводит различие между смыслом и значением.

Г.Фреге: Теория смыслов

Любое имя имеет значение, в качестве которого выступает реально существующий предмет. Так, значением имени «Венера» выступает сама планета Венера. Смысл имени – это способ, которым представлен предмет в имени. Например, в сочетаниях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» выражены различные смыслы, но одно значение, поскольку оба этих сочетания употребляются для обозначения планеты Венера. Теория смыслов позволила анализировать характер таких наименований, как «самое удалённое от Земли тело», «нынешний король Франции», «Дон Кихот»: это имена, имеющие смысл, но не имеющие значения. Разведение значения и смысла позволяет избежать серьёзных логических ошибок в рассуждениях.



Идеи Фреге дополняет британский философ Б.Рассел, который развивает точку зрения на высказывания философии и науки, известную как «логический атомизм».

Б.Рассел: Логический атомизм

«Логическими атомами» Рассел называл далее неразложимые на составляющие части описания реальных фактов. Для того чтобы проверить истинность высказывания, необходимо: 1) разложить его на «атомарные высказывания»; 2) удостовериться, что каждое такое высказывание соответствует фактам и 3) логически правильно связано с другими высказываниями. Напрмер6 истинно или ложно утверждение «Нынешний король Франции лыс»? Так как короля Франции не существует, то высказывание не истинно. Но если оно ложное, мы должны сделать вывод, что король Франции не лыс, а это тоже неправильно. Согласно «логическому атомизму», нужно решить проблему так: разбить это высказывание на «атомарные»: существует нынешний король Франции; «существует не более чем один нынешний король Франции» и «если кто-то является нынешним королём Франции, то он лыс». Первое высказывание, несомненно, является ложным.

В своём классическом виде философия логического анализа разработана в ранних трудах австрийского философа Людвига Витгенштейна (1889-1951). В «Логико-философском трактате» (1921) он развивает и дополняет идеи символической логики Фреге и логического атомизма Рассела. Оригинальным вкладом самого Витгенштейна в аналитическую философию стала теория образа .

Ранний Л.Витгенштейн: Теория образа

Язык является образом мира: элементы языка соответствуют элементам действительности, а отношения между этими элементами одинаковы и для языка, и для мира (поскольку как мир, так и язык подчиняются общим законам логики). Совокупность всех истинных атомарных предложений является отображением всех ситуаций в мире, на которые мы можем указать. Если предложение нельзя вести к объектам, которые проверяются на опыте (например, в таком предложении, как «Бог живёт в раю»), то оно бессмысленно и его нужно удалить из науки. Задача философии – не метафизические рассуждения, а логическое прояснение мыслей. «О чём невозможно говорить, о том следует молчать», - так завершает Витгенштейн свой «Трактат».

Под влиянием идей Витгенштейна в Вене сформировалось влиятельное движение аналитической философии, известное как «логический позитивизм», представители которого занимались логическим анализм языка науки. Философия логического анализа усугубила и развила многие идеи предшественников и прояснила ряд понятий и терминов науки. Однако попытки построения идеального логического языка науки, который был основной целью «венского кружка», показали свою несостоятельность: искусственный язык был слишком ограничен и беден.

В 1930-е гг. аналитическая философия переходит от идеи конструирования идеального логического языка к анализу обыденного языка. Это стало ярким проявлением лингвистического поворота в философии – ситуации, когда философские проблемы стали определяться как лежащие в области языка. Аналитики пришли к пониманию, что естественный язык за тысячелетия своего развития сформировал связи, более адекватно отражающие отношения внутри самой реальности, чем те искусственные связи между категориями, которые способен помыслить любой философ.

У истоков лингвистической философии находятся поздние работы Витгенштейна, который пересмотрел свои ранние логические идеи. Теперь Витгенштейн уже не считает, что правила языка соответствуют строгим правилам логики. Язык скорее подчиняется правилам самой жизни, где есть место не только логике, но и доверию, убеждению, уверенности. Значение – это не соответствие слово объекту, поскольку одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от условий его употребления. Так, «суббота» может обозначать «сегодня», или «вчера» или «завтра», или, напрмер,2 апреля 2050 года». Поэтому значение есть употребление. Понять другого мы можем только в том случае, если понимаем контекст употребления, те «правила игры», на основании которых он строит высказывания. Эти правила задаются обществом, в котором воспитан человек; являются результатом соглашений разных людей о том, что означает то или иное слово; определяются уверенностью в том, что слово употреблено в рамках принятых правил. Витгенштейн доказывает, что одному слову соответствует не какой-то реальный предмет в мире, а бесконечное множество различных явлений.

Поздний Л.Витгенштейн: Теория семейных сходств

Родственники в большой семье имеют какие-то особенности (рост, цвет глаз, черты лица), которые соответствуют особенностям других родственников. Однако мы можем не обнаружить той черты, которая была бы присуща всем членам семьи без исключения. Значения слова связаны между собой на основании похожей системы сходств. Мы можем не найти ничего общего в употреблении одного и того же слова в разных контекстах, однако, рассмотрев различные варианты такого употребления. Мы увидим в них «семейные сходства». Так, нельзя найти единого значения для слова «игра», которое могло бы объяснить то общее, что есть в игре в шахматы, игре в карты, игре с мячом, языковой игре или игре бликов солнца на воде. Однако есть определённое «родство» между этими значениями, которое мы способны зафиксировать.

Важным этапом в лингвистической философии стала теория речевых актов английского философа Джона Остина (1911-1960). Остин выделяет три уровня речевых актов: локутивный акт – говорение, иллокутивный акт- действие посредством слов (обещание, утверждение и т.д.); перлокутивный акт – эффект, оказываемый на собеседника (убеждение, запугивание). При анализе речи следует заранее обозначить эти уровни.

Наиболее известно выделение Остином перформативных высказываний.

Дж. Остин: перформативные высказывания

Часто говоря, что слово есть поступок, мы понимаем это фигурально. Однако определённые высказывания являются действиями в полном смысле этого слова. Произнося их, мы не просто говорим, а совершаем определённые действия. Например, когда председатель произносит «Я открываю собрание», он тем самым открывает его . Произнося «я обещаю…», человек одновременно и обещает нечто. Говоря «приветствую вас», тем самым человек вас приветствует . Такие высказывания-поступки Остин называет перформативными.

К 1970-м гг. аналитическая философия отходит от фиксации на логике и языке как центральных объектах философии и возвращается к тем проблемам, которые были отвергнуты на ранних этапах как «метафизические и туманные». Так, аналитическая методология используется сейчас для исследований в области этики (Ричард Хэар, 1919-2002 ), политики (Джон Ролз, 1921-2002 ), сознания (Хилари Патнэм, р.1926 ) и т.д. Логика и лингвистика здесь задействованы не в результатах, а в процессе анализа, обеспечивая строгость и стройность доказательств и опровержений; формализм же подвергается критике.

Аналитическая философия в таком понимании – как способ аргументации и стиль мышления – является наиболее влиятельным направлением современной западной мысли. Уже сейчас в ряде университетов англоязычных стран она не выделяется в качестве отдельного напрвления, а рассматривается как единственно возможная академическая философия современности.

Прагматизм.

Прагматизм (от греч. рragma – дело, действие) – направление философии, анализирующее целесообразную деятельность с точки зрения её эффективности в достижении практически полезных результатов. Философия прагматизма направлена против метафизических, спекулятивных, умозрительных элементов философского знания. Её цель решение конкретных жизненных задач, достижение успеха в любой деятельности человека.

Прагматизм возник в конце XIX в. в США и до сих пор определяет стратегии современной американской философии. Сам прагматический подход является оригинальным вкладом философии США в мировую мысль. Он отображает специфический характер американской жизни и культуры, где определяющей является деловая, практическая направленность, а высшими ценностями признаются успех и свобода выбора.

У истоков прагматизма стоит Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Пирс отрицал ценность теоретического знания оторванного от реальной практики. Знание – не нечто, данное раз и навсегда; это постоянно изменяющаяся форма деятельности, способ изменения реальности. Истинность знания подтверждается только его последствиями и зависит от того, насколько эффективно оно «работает». Эффективность намного важнее «объективной научной истины», поскольку настоящая цель науки – не сухое описание фактов, а облегчение жизни человека и человечества.

Ч.Пирс: «Принцип Пирса»

«Принцип Пирса» формулируется таким образом: «Если мы рассмотрим практические последствия , которые могут быть произведены объектом нашего понятия, то понятие об этих последствиях и будет нашим полным понятием об объекте». Например, понятие «твёрдый» означает, что на вещи, обозначенной как твёрдая, многие другие вещи не смогут оставить царапин. Пока мы не проверим это на практике, мы не сможем сказать ничего определённого о твёрдости объекта. Иными словами, значение любой идеи сводится к тем практическим последствиям, которые из этой идеи проистекают.

Работы Пирса не привлекали к себе пристального внимания до тех пор, пока популярный американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) не открыл их для широкой публики. Джеймс вводит в науку само понятие прагматизм . При этом он определяет его не как особое направление в философии, а как метод, способ мышления, основанный на опыте и здравом смысле . Джеймс объявляет единственной достоверной реальностью «чистый опыт» человека. Материальное и духовное он понимает как два аспекта одного и того же опыта: и мысли, и вещи состоят из ощущений и впечатлений. Центральной категорией прагматизма Джеймс считал истину.

У.Джеймс: Истина

Истинным Джеймс называет всё то, что упрощает и экономит усилия; всё, что помогает человеку двигаться к цели (или по крайней мере не мешает ему в этом). Критериями истины является её способности: 1) объяснять события, 2) предсказывать будущее, 3) выдерживать критику, 4) согласовываться с другими идеями, известными как истинные, и т.д. Как правило, истинными Джеймс называет идеи, в соответствии с которыми живёт и успешно действует множество людей в обществе. Так, по его мнению, вера в бога истинна, поскольку полезна для общества и разделяется многими людьми.

В дальнейшем идеи прагматизма разрабатывались в учении философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Основная идея Дьюи заключается в том, что интеллект призван не просто отражать действительность; его цель - изменять и преобразовывать её в соответствии с нашими потребностями. Человек для Дьюи не созерцатель, а деятель. Он разработал новый вариант прагматизма - инструментализм. Согласно, Дьюи различные виды деятельностиееак5, суть инструменты созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Идеи должны не указывать на мир, а помогать человеку решать возникающие проблемы. Дьюи разрабатывает чёткие шаги для превращения любой ситуации из проблематической в решённую – от осознания проблемы до проверки решения на опыте. В педагогике Дьюи призывал к отказу от простого запоминания и воспроизводства знаний. Цель обучения развитие способности самостоятельно решать проблемы.

Средний прагматизм сменил классический прагматизм Пирса, Джеймса и Дьюи. На этом этапе прагматизм практически слился с философией, став составной частью более широкого направления - аналитической философии

Основателем современного этапа в развитии прагматизма – неопрагматизма считают Ричарда Рорти (р.1931). Рорти продолжает прагматическую традицию трактовки знания. Он метафорически сравнивает организм человека с компьютером (hardware), а его верования и желания – с программным обеспечением этого компьютера (software). Совершенно не важно, правильно ли отражает программное обеспечение реальность вне компьютера и отражает ли оно её вообще. Важно то, насколько удобны, функциональны и эффективны программы.

Рорти отрицает любую системность, структурность, абсолютность, что позволяет назвать его философию одним из проявлений постмодернизма. Однако как последователь прагматизма Рорти считает, что современное буржуазное общество устроено правильно, поскольку позволяет людям свободно выбирать и эффективно действовать. В этом и состоит его основное отличие от других представителей постмодернизма, резко критикующих современность.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выражены, например, австрийским философом Людвигом Витгенштейном (1889–1951) в работе Tractatus Logico-Philosophicus (1921) следующим образом: «Цель философии – логическое прояснение мыслей».

Примеры логического анализа можно найти в работах Платона и Аристотеля , средневековых теологов, рационалистов и эмпириков 17 и 18 вв., британских утилитаристов и в бесчисленном множестве сочинений других мыслителей. Вплоть до 20 в. философы обычно полагали, что главные философские вопросы – природа реальности, возможности и границы человеческого познания, природа добра и справедливости, смысл жизни – достаточно ясны, и задача философии заключается в том, чтобы дать на них ответы, причем неважно – ясные или не вполне понятные. Если идеал ясности должен быть отброшен ради того, чтобы найти истину, эту жертву следует принести не колеблясь.

По мере развития философии возникали различные соперничавшие друг с другом «школы», каждая из них имела своих лидеров и последователей, свою методологию, свое мировоззрение (например, существовали школы томистов, картезианцев, кантианцев, немецких идеалистов, марксистов, прагматистов и др.). Некоторые из этих школ, отпраздновав краткий триумф, исчезали, другие продолжали жить, третьи со временем обретали новое дыхание. Однако сколько-нибудь заметного прогресса в поиске общезначимых решений главных философских проблем не наблюдалось. После двух тысячелетий развития философской мысли однозначные решения казались столь же недостижимыми, как и в древности.

Возникновение аналитической философии означало надежду на прогресс. В конце 19 в. был разработан новый инструмент мышления – формальная логика. В том виде, который ей придали Г.Фреге , Б.Рассел и А.Н.Уайтхед , формальная логика позволила с большой точностью описать формы суждений и отношения между ними. На целый ряд философских вопросов, в частности касавшихся природы математики, были сразу даны новые и четкие ответы, и стало казаться, что с помощью формальной логики можно будет найти окончательное решение философских проблем. Б.Рассел назвал одну из своих лекций «Логика как сущность философии». Американский философ Ч.С.Пирс сформулировал суть нового подхода в своем знаменитом эссе Как сделать наши идеи ясными (1878).

Хорошим примером использования логики в решении философских проблем является «теория дескрипций» Рассела в ее применении к проблемам истины и существования. Рассел задался вопросом: истинно или ложно утверждение «Нынешний король Франции лыс»? По-видимому, здесь мы имеем дело со следующей дилеммой. Утверждение явно не истинно, но, поскольку «нынешнего короля Франции» не существует, нельзя также сказать, что оно ложно, ибо тогда мы вынуждены будем сделать вывод о том, что нынешний король Франции не лыс. Анализ приведенного утверждения показывает, что оно представляет собой конъюнкцию трех более простых утверждений: «существует нынешний король Франции»; «существует не более чем один нынешний король Франции» и «если кто-то является нынешним королем Франции, то он лыс». Явно ложным является только первое из этих утверждений, и с ним уже не связано никаких проблем. Таким образом, анализируя логическую форму утверждения, мы можем прийти к более ясному пониманию его смысла и истинности, избегая неверных импликаций и псевдопроблем.

Подобным же образом аналитический философ подходит к разрешению вечного вопроса: «В чем смысл жизни?» Сам вопрос кажется простым, хотя и не имеющим простого ответа. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что он тоже нуждается в прояснении. Понимаем ли мы, что такое «смысл» и что такое «жизнь»? Верно ли, что существует только один «смысл» и что вся «жизнь» имеет этот смысл? Допущения, которые мы принимаем, крайне сомнительны, следовательно, сомнительна и сама формулировка вопроса. Вопрос о смысле жизни должен быть задан как-то иначе, чтобы не были безнадежными все попытки его решения. Руководящий принцип аналитической философии в этом и других случаях, как его формулирует Витгенштейн в предисловии к Логико-философскому трактату , гласит: «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать».

В период примерно с 1920 по 1950 в рамках аналитической философии существовало мощное движение, известное под названием логического позитивизма. Возникло оно в Вене (отсюда наименование первого периода развития логического позитивизма – «Венский кружок»). Философы этого направления, М.Шлик, Р.Карнап , А.Дж.Айер и др., полагали, что все осмысленные утверждения являются либо научно верифицируемыми утверждениями о мире, либо чисто логическими тавтологиями. Суждения традиционной философии, как и многие суждения, принадлежащие сфере обыденной жизни, были объявлены бессмысленными. Для пропаганды своих идей «Венский кружок» созывал международные конференции, издавал собственный журнал и серию книг, поддерживал связи с близкими по взглядам философами в других странах. Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьезная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У.В.О.Куайном .

Руководствуясь идеалом ясности, аналитики занимались изучением не только логической структуры языка, но и его употребления в обыденных, повседневных контекстах. Подчеркивалось, что при анализе языковых выражений следует принимать во внимание эти контексты. Отрываясь от них, философы используют термины в специфических несобственных смыслах и поэтому сталкиваются с затруднениями, которые не могут быть устранены в принципе. Видными представителями этого течения (т.н. «анализа обыденного языка»), кроме «позднего Витгенштейна», были Г.Райл, Дж.Остин, Г.Э.М.Энском и Н.Малколм.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, доминирующее направление в англоязычной философии 20 века. В широком смысле определяет стиль философского мышления, характеризующийся такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям. Для философов аналитической ориентации сам процесс аргументации и его структура не менее важны, чем достигаемый с их помощью результат; многие из них при этом опираются на формальную (математическую) логику, эмпиристскую эпистемологию и данные науки. Язык рассматривается не только как важное средство изложения философских идей, но и как самостоятельный объект исследования. Аналитическая философия не представляет собой целостной школы, ориентирующейся на единообразно сформулированный набор принципов, так что, скорее, можно говорить об аналитическом движении в философии (по аналогии, например, с феноменологическим движением), в русле которого сформировалась преобладающая парадигма философской рациональности 20 века.

Исторические корни . Черты аналитико-рационалистического стиля философствования обнаруживаются в сократической индукции, платоновской диалектике, в аристотелевских «Аналитиках», в семантичных идеях софистов и стоиков.

Средневековые схоластические трактаты и диспуты являются ярким примером доказательности, аналитичности и концептуальной строгости. Особенно следует отметить логико-семантичные идеи британских схоластов Дунса Скота и У. Оккама.

В Новое время преимущественно внимание к языковой и эпистемологической стороне философской деятельности стало отличительной чертой английской философии. В критической эпистемологии Ф. Бэкона «идолы рынка (площади)», препятствующие познанию истины, возникают в результате беспорядочной речевой коммуникации. Классификация языковых знаков Т. Гоббса лежит в основе его аналитико-синтетической методологии исследования естественных и искусственных тел (в том числе государства). Выдвинутый Дж. Локком принцип психологического атомизма (мышление предстаёт как комбинирование исходных элементов чувственности - «простых идей») был развит Дж. Беркли, рассматривавшим все вещи и явления как комбинации идей-ощущений, источником которых является Высшее существо (реальная причинная связь заменена у Беркли знаковыми отношениями между группами ощущений). В более последовательной феноменалистской доктрине Д. Юма единственный вид реальности - сфера перцептуального опыта - представлена как сложная ассоциативная комбинация «впечатлений» и их копий - идей. Линию Юма и других британских эмпиристов-аналитиков продолжил в 19 веке Дж. С. Милль, усовершенствовавший логико-индуктивные процедуры философии и методологии науки.

Важный вклад в формирование аналитического стиля философствования внесли такие представители «континентальной» европейской философии, как Р. Декарт, разработавший новую модель сознания (философы-аналитики считают его основателем философии сознания в современном понимании), Г. В. Лейбниц, создавший логическую теорию отношений, И. Кант, трансцендентальная аргументация которого стала для философов-аналитиков одним из излюбленных приёмов рассуждения и доказательства, Ф. Брентано с его идеей интенциональности сознания.

Логический атомизм 1910-20-х годов . У истоков аналитической философии стояли немецкий логик и философ Г. Фреге («О смысле и значении», 1892) и английские философы Дж. Э. Мур и Б. Рассел, выступившие в 1898 году с резкой критикой британского абсолютного идеализма, монистической концепции которой они противопоставили плюрализм, а принципу холизма (целостности) — атомизм. Согласно Расселу (лекции «Философия логического атомизма», 1918, и статья «Логический атомизм», 1924), Вселенная состоит из отдельных элементов («атомов»), которые имеют логический характер и далее неразложимы, в отличие от сложных объектов («логических фикций») являются абсолютно простыми и вступают во внешние (функциональные) отношения друг с другом. «Атомы» обозначаются в языке с помощью «логически собственных имён», указывающих на объекты в мире, которые даны в непосредственном «знании-знакомстве». Пределом логического анализа являются элементарные высказывания («атомарные предложения»), которые фиксируют элементарные факты (обладание единичной вещью, некоторым свойством или же наличие некоторого отношения). С помощью логических связок атомарные предложения соединяются в молекулярные, которые сами по себе не существуют (ибо ничто в мире не соответствует словам «и», «или», «если») и суть функции истинности входящих в них атомарных предложений.

У Л. Витгенштейна периода его «Логико-философского трактата» (1921) элементам языка («именам») также соответствуют элементы реальности («объекты») как их семантичные значения. Соединение «объектов» даёт элементарные факты («положения дел»), обозначаемые с помощью элементарных предложений, которые, как и элементарные факты, абсолютно независимы друг от друга. Способность языка обозначать «факты» определяется его внутренней логической структурой. В этом смысле границы языка совпадают с границами «мира», а всё, что оказывается за пределами «мира фактов» и формулируется в виде метафизических, религиозных, этических, эстетических предложений, характеризуется в «Логико-философском трактате» как «мистическое» и «невыразимое». Программная установка Б. Рассела и Витгенштейна предполагала построение логически совершенного языка, выявляющего логическую форму научных высказываний.

Логический позитивизм 1930-40-х годов . Безграничная уверенность в возможностях нового метода анализа, в основе которого лежали достижения математической логики, получила ещё более яркое выражение в 1930-е годы в трудах философов и учёных, входивших в Венский кружок (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Вайсман, К. Гёдель и др.), в Великобритании - в работах А. Айера. Этот этап развития аналитической философии получил название логического позитивизма в связи с отказом его представителей от традиционных онтологии и философской теории вообще в пользу логико-семиотической деятельности по прояснению терминов и предложений языка науки. Идеи логического позитивизма были близки многим представителям львовско-варшавской школы (Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич и др.), а также связанного с Венским кружком берлинского Общества эмпирической философии (Х. Рейхенбах и др.).

В основе программы Венского кружка лежала доктрина верификационизма, согласно которой значение предложения, фразы или отдельного термина определяется способом его опытной проверки верификации. Вначале предполагалась прямая верификация научных утверждений в непосредственном чувственном опыте субъекта, фиксируемом с помощью так называемых протокольных предложений. Возникавшие при этом трудности (например, невозможность верификации всеобщих научных законов или утверждений о прошлых событиях и тому подобное) привели в дальнейшем к отказу от требования прямой верификации и замене его принципиальной верифицируемостыо, устанавливающей научную осмысленность предложений (т. е. их способность быть либо истинными, либо ложными). Все остальные предложения были отнесены к разряду неосмысленных, в том числе утверждения традиционной философии («метафизики»), которая трактовалась как неадекватное выражение иррационального «чувства жизни» (Р. Карнап). Резко разделяя знание логико-математическое, которое рассматривалось как аналитическое и априорное, и знание эмпирическое (синтетическое, фактуальное), логические позитивисты отвергали кантовское понятие априорного синтетического знания. Первоначально отдавая предпочтение логико-синтаксическому анализу языка науки, в дальнейшем представители логического позитивизма перенесли акцент на логико-семантический анализ. Стремление создать унифицированную систему различных областей знания привело Карнапа и О. Нейрата в конце 30-х - начале 40-х годов к выдвижению физикалистской программы, предполагавшей описание данных различных наук на интерсубъективном языке физики, что должно было способствовать унификации научного знания. Перед 2-й мировой войной многие представители логического позитивизма эмигрировали из континентальной Европы в США и Великобританию, способствуя распространению там своего учения.

В конце 1950-х годов доктрина логического позитивизма была подвергнута критике в рамках самой аналитической философии американскими философами У. Куайном, Г. Н. Гудменом, У. Селларсом и др. с позиций прагматизма. Решающее значение имело опровержение Куайном разграничения так называемых аналитических предложений (т. е. предложений логики и математики, зависящих только от значения составляющих их терминов) и синтетических (эмпирических) предложений, основывающихся на фактах. Куайн отверг также принцип верифицируемости значения, требующий подтверждения или отрицания каждого отдельного утверждения, поскольку считал ошибочным рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Этому подходу он противопоставил холистическую установку: проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории, а не отдельные предложения или гипотезы.

Философия лингвистического анализа получила распространение в Великобритании и США в 1930-60-е годы. Она связана с философским анализом естественного языка, метод которого был впервые разработан Дж. Э. Муром в целях перевода (или перефразировки) неясных, вводящих в заблуждение выражений в другие, более ясные выражения естественного языка. При этом переводимые выражения должны были оставаться синонимичными. Другим важным источником для возникновения лингвистической философии явилось учение позднего Л. Витгенштейна, отказавшегося с конце 1920-х годов от выявления априорной структуры языка и понимания значения как обозначаемого словом объекта. Согласно выдвинутой им новой концепции, слова получают значение только в процессе их употребления в определённом контексте (т. н. языковые игры, представляющие собой взаимопереплетение различных форм человеческой активности и выступающие для человека как его «формы жизни») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами. С точки зрения Витгенштейна и его последователей из Кембриджского университета, философские заблуждения устраняются путём прояснения и детального описания естественных способов употребления слов и выражений, включения их в органически присущие им контексты человеческой коммуникации. Развивая «терапевтическое» понимание задач анализа по устранению «метафизических» заблуждений, коренящихся в неосознанных мотивах и устремлениях, представители кембриджской школы (Дж. Уиздом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) сближали в этом отношении философско-лингвистический анализ с психоанализом.

С конца 1940-х годов большое влияние приобрели представители так называемой оксфордской школы философии «обыденного языка» (Г. Райл, Дж. Остин, П. Стросон, Р. Хеар), которые ввели в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации. Выдвинутая Остином теория «речевых актов» - своеобразный синтез философии и лингвистики («лингвистическая феноменология») - получила развитие в так называемой иллокутивной логике американского аналитика Дж. Сёрла, трактующего речевые акты как интенциональные действия говорящего. Г. Райл видел задачу анализа в устранении «категориальных ошибок», проистекающих из неоправданного смешения внешних форм языковых выражений с их логической (категориальной) структурой. Так, в описании актов сознания с помощью существительных Райл усматривал источник ошибочного понимания сознания как особой духовной субстанции, а не как функции, фиксируемой в виде логических конструкций наблюдаемых реакций поведения («логический бихевиоризм»). В целом сторонники философии лингвистического анализа, с их пристальным вниманием к тончайшим нюансам употребления языковых выражений, в отличие от логических позитивистов, не призывали к «усовершенствованию» естественного языка по образцу формализованных логических языков или языков науки.

Аналитическая философия во 2-й половине 20 века. К началу 1960-х годов аналитическая философия преодолела своё первоначальное негативно-критическое отношение к традиционной философской проблематике (программа «дескриптивной метафизики» П. Стросона и др.), настаивая лишь на строгом логико-концептуальном анализе и повышенном внимании к методам и средствам философского обоснования. Аналитическая философия всё больше претендовала на роль метафилософской доктрины, способной ассимилировать идеи других философских направлений и быть универсальным языком философского обсуждения. Концептуальное ядро аналитической философии по-прежнему составляли научные программы, разрабатываемые в философии языка, сохраняющей преимущественно интерес к проблеме значения. Изменение приоритетов в исследованиях языка (переход от построения специальных формализованных языков к анализу естественных языков, акцент на коммуникативной, а не описательной функции языка и тому подобное) определил интенсивный поиск новых подходов к решению этой проблемы (Д. Дэвидсон, М. Даммит, С. Крипке, Х. Патнэм, П. Грайс и др.). Важные позиции в аналитической философии сохраняли эпистемологические исследования, ориентированные главным образом на анализ проблемы знания, его структуры и способов обоснования (А. Айер, Э. Геттиер и др.). Философия науки в 1960-70-е годы явилась главной ареной философских дискуссий вокруг проблемы развития научного знания (К. Поппер и др.). Вместе с тем всё больший вес приобретали такие аналитические дисциплины, как философия сознания (составляющая часть более общей «философии психологии»), философия действия, философия морали, философия логики, политическая философия и др. В последние десятилетия 20 века философия сознания стала настоящим эпицентром философских исследований, отличаясь богатым спектром подходов к объяснению сознания - от материалистической «теории психофизического тождества» (Д. Армстронг, Дж. Смарт, Дэвидсон и др.) и функционализма (Патнэм, Д. Льюис, Дж. Фодор и др.) до теории «неэлиминируемой субъективности» (Дж. Сёрл) и дуализма физических и психических свойств (Стросон, «двухаспектная теория» Т. Нагеля, и др.). В 1970-х годах резко возрос интерес к морально-политической проблематике в связи с обсуждением философских оснований либерализма (Дж. Ролз, Р. Нозик и др.) и появлением «прикладной этики» (биоэтики, медицинской этики, деловой этики и так далее).

Одновременно стремительно росло количество приверженцев аналитической философии. Укрепляя и расширяя свои позиции в англосаксонском мире (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), аналитическая философия утвердилась также в качестве ведущего философского направления в Скандинавских странах и Нидерландах; её влияние ощущалось даже в странах с иной сильной национальной философской традицией (Германия, Франция, Индия и др.).

Лит.: The Age of analysis/Ed. by М. G. White. Boston, 1955; Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965; Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972; Munitz М. К. Contemporary analytic philosophy. N. Y., 1981; Ayer А.J. Philosophy in the twentieth century. L., 1982; Cohen L.J. The dialogue of reason: an analysis of analytical philosophy. Oxf.; N. Y., 1986; Философия. Логика. Язык. М., 1987; Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993; Dummett М. Origins of analytical philosophy. Camb., 1994; Аналитическая философия: становление и развитие: Антология. М., 1998; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; он же. Современные философы. М., 2002; Юлина Н. С. Очерки по философии в США. XX век. М.,1999.

Вадим Руднев

Аналитическаяфилософия - философская традиция, объединяющая различные философскиенаправления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теориюречевых актов). Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано скризисом метафизической философии и развитием идей «второгопозитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Основоположниками аналитическойфилософии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Первый в соавторстве сА. Н. Уайтхедом построил философские основания математической логики ипредложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; второй подвергкритике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным вдохновителеманалитической философии является Людвиг Витгенштейн и его главный труд«Логико-философский трактат».

Дляаналитической философии характерны три главных признака: лингвистическийредукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка;«семантический акцент» - акцентирование внимания на проблемезначения; «методологический уклон» - противопоставление методаанализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ отпостроения системы философии в духе классических философских построений ХIХ в.

Аналитическаяфилософия - это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка,старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенстваязыка, многозначности его слов и выражений, «речи, которая запутываетмысли», по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобыпостроить такой идеальный язык, который в силу своей однозначностиавтоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы»(бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому аналитическая философия - этопрежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся кформализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов.Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка:Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружоквыдвинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истинность илиложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теорииможет быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложениясвести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольнымвысказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирическойпроверке.

Надосказать, что идея построения идеального логического языка быстро себяисчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательныхнаучно-философских целей, и таким является язык математической логики, норазговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов илиязыковых игр на таком языке невозможно, «как невозможно ходить по идеальногладкому льду», по выражению позднего Витгенштейна.

Переломв аналитической философии произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг.,когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания(он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по1926 г.), вокруг него, читавшего лекции в Тринити-колледже, началсяформироваться круг молодых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашлисвое окончательное воплощение в книге Витгенштейна «Философскиеисследования», над которой он работал до самой смерти.

Лингвистическийповорот в этой замечательной книге был еще более усилен по сравнению с ранним«Логико-философским трактатом», но в остальном развивались идеи,полностью противоположные тем, которые были основой доктрины«Трактата».

В«Трактате» язык понимался чересчур узко. По сути там рассматривалисьтолько предложения в изъявительном наклонении («Дело обстоит так-то итак-то»). Теперь Витгенштейн обращает внимание на то, что основная массапредложений языка несводима к изъявительному наклонению, а стало быть, впринципе не может быть подвергнута верификации. Ибо как можно верифицироватьтакие предложения, как «Иди сюда», «Прочь!», «Какхороши, как свежи были розы!», «Пивка бы сейчас!», «Скольковремени?», то есть восклицания, вопросы, выражения желаний, просьбы,молитвы, приказы, угрозы, клятвы. Именно такие и подобные им высказыванияВитгенштейн называл языковыми играми и считал, что именно они являются формамижизни. В сущности, вся книга посвящена анализу языковых игр. «Язык, - писал Витгенштейн, - похож на большой современный город, где наряду с прямымиулицами, проспектами и площадями есть кривые переулки, полуразвалившиеся дома,а также новые районы, похожие один на другой как две капли воды». Задачафилософа, как теперь понимает ее Витгенштейн, - это попытка помочь человекуразобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице («помочьмухе выбраться из бутылки»).

Развиваявыдвинутое еще в «Трактате» положение о значении слова, имеющем местолишь в контексте предложения, Витгенштейн углубляет это положение в знаменитоймаксиме: «Значение есть употребление». Здесь он разрабатывает теориюзначения, которую называет теорией семейных сходств. Как все родственники имеютмежду собой что-то похожее - одно в одном случае, другое в другом, - при этом,однако, нельзя выявить чего-то одного, единого инвариантного значения, котороеприсутствовало бы у всех членов семьи, - так и значения слов лишь пересекаютсядруг с другом - нет ни абсолютных синонимов, ни омонимов. Например, слово«старик» может означать в одном контексте «очень пожилогочеловека», а в другом контексте это слово может означать и молодогочеловека, например в сленговом обращении друг к другу двух студентов:«Привет, старик!». Слово «вторник» в зависимости отконтекста может означать «17 декабря 1996 г.», а может - - «24декабря того же года». Один из опосредованных учеников Витгенштейна,блестящий современный аналитик Сол Крипке, назвал такие слова нежесткимидесигнаторами": их значения меняются при переходе из одной ситуации вдругую (из одного возможного мира - в другой - см. семантика возможных миров).В противоположность таким словам, например, фамилии и имена-отчества или числане меняют своего значения при переходе из одного возможного мира в другой,поэтому Крипке назвал их жесткими десигнаторами. То есть такие, например,выражения, как «нынешний президент США Билл Клинтон» или «число8» являются жесткими десигнаторами.

В«Философских исследованиях» Витгенштейн остроумно доказал, что языкявляется в принципе социальным явлением, невозможен некий индивидуальный язык,который мог бы понимать только говорящий на нем. Проблема сознания, в частности«чужого сознания» (other mind), вообще очень занимала поздниханалитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл написал по этому поводу целуюкнигу «Понятие сознания» - это была альтернативная аналитическаяфилософия по отношению к господствующей витгенштейновской). Как проникнуть вчужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяяего свидетельству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - притворным.

Идеи«Философских исследований» Витгенштейна были с воодушевлением принятыанглосаксонским философским сообществом. Вся аналитическая философия 50 - 60-хгг. ХХ в. так или иначе оказалась под влиянием этого стимулирующегопроизведения. На его основе оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед заним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение отом, как производить действия при помощи одних слов, например пользуясь такимивыражениями, как «Я приветствую вас!» или «Объявляю заседаниеоткрытым!» (здесь высказывание при определенных условиях совпадает сдействием; слово и дело совпадают). Джон Уиздом разрабатывает теориюлингвистичеекой терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего ислушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись аналитическая философия ипсихоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учениео том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры.Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что еслиШерлок Холмс и не существовал, «то он мог бы существовать при другихобстоятельствах» (формулировка Сола Крипке).

Современнаяаналитическая философия - это огромная «фабрика мысли» с большимколичеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии(Карл Апель) и даже к философскому постмодернизму (Ричард Рорти). Ответить насвой основной вопрос: «Где кончается язык и начинается реальность?» - аналитическая философия, пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа былосделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что этаязыковая игра стоила свеч.

Список литературы

ВитгенштейнЛ. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994.

МурДж. Э. Принципы этики. - М., 1984.

РасселБ. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 1956.

Аналитическаяфилософия: Антология / Под ред. Грязнова А.Ф. - М., 1993.

ГрюновА. Ф. Аналитическая философия // Современная западная философия: Словарь. - М.,1991 />

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/

4.4. Аналитическая философия

Почему возникла аналитическая философия?

Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечатляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но прежде необходимо определиться с тем, что понимается под аналитической философией.

Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для английских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фактах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мнр

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в философии.

Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики.

Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т. е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» - это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную информацию. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его смысла.

Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 - это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективнейшее средство для описания множества математических выражений с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а представление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («играет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисление высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге буквально преобразило логику и аналитическую философию в целом.

Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.

Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Ранний Витгенштейн: «Логико-философский трактат»

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат». Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком - это химера).

Есть только один мир - мир фактов, со-бытии (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

Смысл предложения выражает со-бытие.

Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире, - пишет Витгенштейн, - все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности…». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

«То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая вплоть до середины XX века считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никогда не появятся облака - предвестники новых бурь.

Логический позитивизм

Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трактату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолютное большинство философов эмигрировать в США, где они продолжали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствовала тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Аналитическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский континент.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т. е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют неопозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позитивизм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: «В квадрате все углы прямые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. Примеры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения - эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный американский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и философских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

Верификация (проверяемость). Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протокольными предложениями, или предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Экономика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к предложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава группы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперименте, т. е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказываться же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один - согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы («Все проверяй фактами» - типичный философский принцип, ибо он обладает универсальным содержанием), которые невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчеркивалось, философские принципы являются обобщениями всего массива экспериментов.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простоватости, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм - это убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном счете сводиться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверждали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но последовательно проводить этот принцип за пределами физики, например в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое - это не само биологическое и социальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демократия - это вполне реальное политическое состояние общества. Но в свойствах элементарных частиц политическую демократию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи включает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя этими «либо».

Добро - это чувство, его нельзя обосновать фактами, считали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию англичанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не могут быть истинными или ложными, они являются выражениями эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда идеалам науки.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

Постпозитивизм

Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

А теперь более детально о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т. е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).

Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т. д.

Научный образец (парадигму) создает и преобразует, особенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Добро это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он обнаружил схожесть этики с признающимися образцовыми в научном смысле математикой и физикой. Этика начинается с предписаний («делай так, это добро», «не делай этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.

Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.

Философия естественного языка: поздний Витгенштейн

В аналитической философии есть два интереса к языку. В одном случае речь идет об искусственных языках, т. е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т. е. о жизни в целом. Ясно, что во втором случае значение и смысл не являются столь четко определенными, как считал Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате».

В течение первого периода своего творчества Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, четким, понятным. Ему казалось, что он решил эту задачу применительно к естественному языку. На некоторое время он даже потерял интерес к философии в целом и к философии языка в частности. Когда в этот период его навещали выдающиеся философы, то он неохотно обсуждал философские темы (Карнапу он предложил почитать вместе с ним стихи индийского поэта Р. Тагора, чему великий логик немало удивился). Вскоре, однако, позиция Витгенштейна изменилась радикально. Теперь он недоволен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к пониманию языка.

Значение слова есть его употребление. Напомним, что ранний Витгенштейн считал, что слова и предложения обладают значением, этими значениями являются либо отдельные предметы («этот стол» обозначает стол, на который обращается внимание), либо их расположение, со-бытие («на столе лежит карандаш» обозначает, что взаиморасположение стола и карандаша именно такое, как сказано: карандаш лежит «на столе», а не где-то в другом месте). Витгенштейн пишет: «Когда мы говорим: "Каждое слово в языке что-то означает", - то этим еще совсем ничего не сказано…». Витгенштейн имеет в виду, что в прежних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык - это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем пример на этот счет.

«Кирпич!» - говорит строитель своему помощнику; тот приносит кирпич. «Написал кирпич?» - спрашивает Иванова Сидоров. «Да нет еще, - отвечает Иванов, - не было времени сесть за диплом». «Ты видел Кирпича?» (имеется в виду Алексей Кирпичников, которого друзья называют Кирпичом). Слово не имеет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Как во всякой игре, здесь есть много возможностей.

«Семейное сходство» слов. Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык - это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, вопросов имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным в рамках группы слов. Рассмотрим, например, семейное сходство слов, поясняющих и проясняющих слово «любовь».

Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязанности, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эротике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожествлению, страданию, супружескому чувству, отцовскому чувству, материнскому чувству, заинтересованности и т. д.

Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги стало яснее, почему их подруги жаждут не односложного («Ты любишь меня? - Угу. - И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуитивно чувствуют достоинства концепции семейного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией семейного сходства слов одну из сторон нашей языковой практики.

Речевые акты. В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ранний Витгенштейн видел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно ответил своими изысканиями англичанин Джон Остин.

Остин утверждал, что речь состоит из речевых актов, действий. Всякая речь - это не просто слова, а принятие решения и само действие, точнее, его смысл. На первый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но делает В. Однако при более детальном рассмотрении, учете того, как, в каких условиях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно исполнить В.

Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволяет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык - это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.

Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и содержащейся в ней логики. Витгенштейн выразил это образно: цель философии - показать способ, «каким муха вылетает из мухоловки». Без философии человек остается в западне своих кажущихся неразрешимыми проблем.

Аналитическая философия как интернациональное движение

Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так случилось, что аналитическая философия на определенном этапе своего развития была характерной почти исключительно для англоязычного мира. В наши дни аналитическая философия развита в США и Англии больше, чем, например, в ФРГ и Франции. Тем не менее влияние аналитической философии в Европе, особенно в скандинавских странах, постоянно возрастает.

Как обстоят дела в России? Как и в Европе, влияние аналитической философии растет. Создаются общества по ее распространению, переводятся труды виднейших аналитиков (здесь еще непочатый край работы), все большее число философов открыто, не таясь, называют себя философами-аналитиками.

Аналитическая философия - это детище XX века. В России в это время господствовала философия диалектического и исторического материализма. Общественные условия были таковы, что никто не признавал себя аналитиком в философии. Между тем философы, которые занимались проблемами науки, логики, языка, были далеко не чужды аналитической философии, таким ее составным частям, как неопозитивизм и постпозитивизм. Можно с уверенностью сказать, что российская философия не останется в стороне от аналитической философии.

Основные положения аналитической философии

Язык - граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.

Язык имеет логическую форму.

Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).

Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).

Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).

Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

В процессе роста научного знания происходят научные революции.

Добро - это эмоция (тезис неопозитивистов).

Добро - это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

Философия не является наукой (тезис неопозитивистов). Философия научна (тезис постпозитивистов).

Философия - это прояснение содержания языковой деятельности человека.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия - это христианская религия; зрелого

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА» Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене - ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия. автора Середкина Елена Владимировна

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки,

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

МОДУЛЬ 1. НЕОПОЗИТИВИСТСКАЯ (АНАЛИТИЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

Глава 3 Аналитическая философия Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик

Из книги Жизнь без бога [Где и когда появились главные религиозные идеи, как они изменили мир и почему стали бессмысленными сегодня] автора Казённов Дмитрий Константинович

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ПЕРВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТА СУЖДЕНИЯ § 5. Предложение как выражение суждения. Субъект и предикат Предложение, в котором нечто высказывается о чем-то, есть грамматическое выражение суждения. Последнее первоначально является живым актом

Из книги автора

5. Сила, покончившая с метафизикой. Аналитическая философия Все, о чем было сказано выше, свидетельствует об одном: к упадку религии привела история становления логики и науки. Существование религии - это исключительно философская проблема, то есть проблема употребления